«Газпром» займется строительством железной дороги – вместе с РЖД

«Газпром» и РЖД выполнили пожелание премьера Владимира Путина – помогать друг другу со строительством дорог: компании вложат почти 38 млрд руб. в новый железнодорожный проект в Ямало-Ненецком округе

Три компании – «Газпром», РЖД и корпорация «Урал промышленный – Урал полярный» должны создать совместное предприятие, которое займется строительством железной дороги с запада на восток Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Речь о ветке Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево на 707 км. А решение по проекту принято 12 ноября на совещании в Минтрансе, сообщил вчера «Урал промышленный».

Участки этой ветки начали строить еще в 1980-х. Но в 1990 г. госфинансирование было остановлено, а проект заморожен. В итоге сейчас ветка от Коротчаева до Пангоды (187 км) принадлежит РЖД. Участок Пангоды – Надым (110 км) – «Газпрому», говорил в 2007 г. в интервью газете «Гудок» гендиректор Ямальской железнодорожной компании (ЯЖДК) Якоб Крафт. Но эти ветки нужно «усилить» и достроить, отмечается на сайте корпорации «Урал промышленный» (см. www.vedomosti.ru). Нужны мостовые переходы через реки Обь и Надым. Плюс надо построить участки от Надыма до Обской. И все вместе стоит 151,5 млрд руб., следует из материалов на сайте.

Какими конкретно участками займется новое СП, не ясно. Все, что сообщил «Урал промышленный», – проектная организация будет создана на базе ЯЖДК.

ЯЖДК учреждена в 2003 г. Сейчас у нее три акционера: сама корпорация, РЖД (по 45%) и Крафт (10%, данные из списка аффилированных лиц на 1 июля).

А в итоге будет три акционера – корпорация, РЖД и «Газпром», отмечает «Урал промышленный». Но как распределятся доли и расходы акционеров, не раскрывает. Окончательных договоренностей о долях еще нет, вопрос обсуждается, утверждают представители РЖД и «Газпрома». С Крафтом связаться не удалось.

Впрочем, на сайте «Урал промышленный – Урал полярный» раскрыты все детали проекта. «Газпром» должен оплатить достройку станции «Обская-2» и участка Пангоды – Надым (расходы – 19,8 млрд руб. в ценах I квартала 2009 г.). РЖД должна взять на себя расходы по принадлежащим ей участкам (а это 17,9 млрд руб.). Сам «Урал промышленный» потратится на ветку от Надыма до Салехарда и дальше – до моста через Обь (368 км, инвестиции – 59 млрд руб.). Оставшиеся 55 млрд руб. должны выделить федеральный бюджет и казна ЯНАО.

Представители РЖД и «Газпрома» эти цифры также не комментируют.

Новая дорога должна заработать в 2014 г., отмечают «Урал промышленный» и представитель «Газпрома». Срок окупаемости проекта – 15–20 лет. В 2015–2025 гг. новая магистраль принесет федеральному бюджету дополнительные 306 млрд руб., сообщала корпорация в конце октября. А вот как вернут деньги другие инвесторы, не ясно.

Между тем у «Газпрома» уже есть один крупный железнодорожный проект – ямальская дорога Обская – Бованенково (ее длина должна составить 572 км). Эту ветку тоже начали строить еще при СССР, а достраивает «Газпром». Концерн нужно от этого «освободить», заявил год назад Владимир Путин и поручил РЖД заняться этим, выкупив у «Газпрома» то, что он успел построить. Себестоимость дороги – 130 млрд руб., «готовы продать по себестоимости», тут же заметил предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Для президента РЖД Владимира Якунина это был сюрприз: «За такие деньги пусть себе оставят». И в итоге переговоры пока не завершены, говорят представители РЖД и «Газпрома».