Статья опубликована в № 2766 от 30.12.2010 под заголовком: Договор что дышло

Закон о торговле не защитил производителей от давления розничных сетей

Закон о торговле не защитил производителей продовольствия от давления розничных сетей, зато научил игроков рынка изобретательно формулировать договоры

Основная идея закона, вступившего в силу с февраля 2010 г., – открыть поставщикам продовольствия прямой путь к покупателю, отменяя плату за вход в розничную сеть и другие маркетинговые сборы ритейлеров. Но за год работы по новому закону воплотить ее не удалось, признают не только торговцы и их поставщики, но и сами законодатели.

Тариф на полку

«Желание производителей продвигать свой товар теми инструментами, которые есть у сетей (например, приоритетная выкладка или выделение специальным ценником), никуда не делось – им это необходимо. Поэтому в конечном итоге те суммы, которые поставщики платили в виде бонусов и платежей за допуслуги, они продолжают отдавать и сейчас», – говорит исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Илья Белоновский. Закон заставил ритейлеров переписать договоры на допуслуги. Если до августа, т. е. в переходный период до введения новых договоров, они рассчитывали цены на рекламу и логистику как процент от продаж («Ашан» и «Атак», например, в июле брали с хлебопеков 1–4% от объема поставок, выяснила ФАС), то после разъяснений антимонопольных органов ставки стали фиксированными. «Сейчас цены на дополнительные услуги в договорах фиксируются. Но это неудобно – есть риск, что поставщик заплатит в итоге больше, или сеть недополучит деньги, если объем поставок будет отличаться от запланированного», – говорит Белоновский.

Принуждать поставщиков к заключению дополнительных соглашений ритейлеры по закону права не имеют. Но выбор у поставщика небольшой: либо платить за продвижение своего товара, либо рисковать остаться без контракта. «Разрешенный бонус за объем поставок – 10% – сети сейчас берут со всех – маленьких и больших поставщиков. Но принципиально это ничего не меняет. Если раньше мы отдавали товар, предположим, по 100 руб., а сеть его продавала за 120 руб., то сейчас мы продаем за 110 руб., даем сети 10%-ный бонус с этой суммы, и товар на полке стоит те же 120 руб.», – говорит вице-президент «Мираторга» (производитель мяса) Александр Никитин.

Законные отсрочки

Одна из ключевых норм закона – ограничение сроков оплаты товара, которое должно защитить поставщиков от растягивавшихся на месяцы отсрочек, – тоже до конца не заработала. Закон обязал сети оплачивать скоропортящиеся продукты не позднее чем через 10 дней с момента поставки, со сроком годности до месяца – не позднее чем через 30 дней, остальные товары – не позднее 45 дней. Но сети платят и позже. По данным ФАС, летом производители хлеба получали деньги за свой товар в среднем через полтора месяца после поставки. Например, хлебокомбинаты «Пеко» и «Коломенский» – через 52 и 49 дней соответственно.

Но все же эта норма увеличила издержки сетей. X5 Retail Group в 2010 г., по словам главного исполнительного директора Льва Хасиса, была вынуждена привлечь больше $100 млн дополнительных кредитов, чтобы обеспечить своевременную оплату товара. Расходы по обслуживанию этих кредитов в конечном итоге будут заложены в цену товара на полке, добавляет он.

Отрезанный ломоть

По-настоящему по сетям ударила только одна норма – запрещающая ритейлерам, которые занимают больше 25% муниципального рынка, открывать новые магазины, считает Белоновский. С ней уже столкнулась X5, когда покупала сеть «Копейка»: ФАС, одобрив в целом сделку по покупке почти 660 магазинов, обязала Х5 избавиться от 24 супермаркетов «Копейки». «Остальным федеральным сетям пришлось изменить стратегию по отдельным регионам, чтобы не выйти за ограничения ФАС», – указывает директор АКОРТ. «Федералы стремятся занять доминирующее положение на всех без исключения рынках, и в регионах пошли в такие города, о которых раньше даже не задумались бы», – утверждает исполнительный директор Союза независимых сетей России Александр Мальчевский. Впрочем, это скорее осторожность: по словам представителей одной региональной и двух федеральных сетей, антимонопольные органы еще не начинали массовых проверок, кто из ритейлеров превысил допустимый порог.

Работа над ошибками

Ритейлеры указывают на несовершенство закона. Хасис, например, называет его «понятийным» и говорит, что регуляторы трактуют его нормы «довольно эксцентрично». Например, в Татарстане ФАС обвинила сети в сговоре только на том основании, что их типовые договоры очень похожи, а в Петербурге сочла ценовым сговором мониторинг цен конкурентов, говорит он. Основатель «Магнита» Сергей Галицкий приводит другой пример: ФАС обвинила магазины «Магнита» в Набережных Челнах в сговоре для поддержания высоких цен на гречку. «У нас всего два магазина в 500-тысячном городе, и они, по версии ФАС, устроили ценовой сговор», – возмущается Галицкий. Решения принимают территориальные органы антимонопольной службы и сама ФАС не может их отменять, отвечал на критику ритейлеров замруководителя службы Андрей Кашеваров, выступая на конференции «Ведомостей». «Если решение вынесено, то все, дальше его может отменить только суд. Нет процедуры административного обжалования в вышестоящие организации», – подчеркнул он, добавив, что «это вполне нормальное состояние».

Мальчевский добавляет, что принятые Госдумой в декабре поправки в КоАП, которые устанавливают штрафы до 5 млн руб. за нарушение закона о торговле, создают угрозу для работы мелких региональных ритейлеров. «Штраф в 5 млн руб. для сети с годовым оборотом в 15–50 млн руб. означает закрытие бизнеса, а для игроков с оборотом в десятки и сотни млрд руб. это несущественная сумма», – говорит он.

Несовершенство документа – не новость и для самих законодателей. «Ошибок в законе много, потому что мы находимся в детском возрасте», – признает депутат Госдумы, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. Исправлять их думцы не спешат. Сейчас, по словам Федорова, готовится пакет поправок к закону о торговле, который «надо реализовывать не быстро», потому что «закон должен постоять хотя бы года полтора». Минпромторг также считает, что торопиться с поправками не стоит. «Мы негативных последствий принятия закона на отрасль не выявили, но считаем, что закон действует еще пока очень недолго <...> сейчас можем говорить только о предварительных первых итогах, и нужно продолжить мониторинг», – говорит директор департамента регулирования торговли Олег Сазанов. Кашеваров говорит, что ФАС готова «убирать абсурдные нормы закона, если они таковыми окажутся». Абсурдными, по его мнению, являются те нормы, которые не заработают.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать