Китайский авторынок снова обогнал американский

Причина высокого роста - массированная господдержка; после ее сворачивания рынок может ужаться, предсказывают эксперты.
Д.Гришкин

Продажи автомобилей в Китае в минувшем году увеличились на 32%, до 18,06 млн штук, в том числе легковых было продано 13,8 млн — на 33% больше, чем в 2009 г., передает Bloomberg со ссылкой на Китайскую ассоциацию производителей автомобилей. Таким образом, Китай второй год подряд остается крупнейшим мировым рынком автомобилей. На втором по объему рынке — в США — за 2010 г. продажи легковых и грузовых машин увеличились на 11%, до 11,6 млн, по данным Autodata Corp.

Причина высоких темпов роста китайского авторынка - стимулирующие государственные программы по приобретению малолитражек, гибридов и электрокаров, считает аналитик J.D. Power & Associates Дженни Гу. Однако в последующие годы рост может замедлиться, полагает эксперт, поскольку Китай с 2011 г. отказывается от налоговых послаблений для малолитражек и прямых субсидий. «В течение ближайших 4 лет спрос на легковые авто может сокращаться примерно на 10% в год», - считает Гу.

По оценкам Китайской ассоциации производителей автомобилей, продажи машин в 2011 г., напротив, будут расти — примерно на 10-15%. Nomura Holdings Inc. прогнозирует, что в текущем году продажи автомобилей в Китае могут достигнуть 20 млн.

Американский рынок вновь может остаться на вторых ролях. По прогнозам управляющего директора Intelligence Asia Automotive Ашвина Чотая, продажи автомобилей в США в 2011 г. будут на уровне 12,8 млн единиц. Максимальный для США объем реализации авто был достигнут в 2000 г. — тогда в стране было продано 17,4 млн автомобилей.

Китай возглавил рейтинг авторынков впервые в 2009 г., когда продажи новых машин достигли 13,5 млн. В тот же год США, многолетний лидер в этом сегменте, показал самый низкий результат за 27 лет - всего 10,43 млн автомобилей.