Германия теряет технологическое преимущество перед Китаем

Европа все больше привыкает к роли производителя критически важной, но малообъемной продукции.
А.Махонин

Financial Times продолжает серию публикаций о динамике Китая в современной политико-экономической картине мира. Эта статья посвящена успехам Китая в сфере технологий и их влиянию на международное разделение труда.

Антона Мильнера, гендиректора германской Q-Cells, бесспорного мирового лидера рынка солнечных батарей, спросили, не опасается ли он конкуренции со стороны азиатских стран. Он ответил категоричным «нет»: если немецким потребителям нужен продукт, который проработает 20 лет, они не купят то, что сделано в Китае. Прошло несколько лет. Китайская Suntech Power обогнала немецкую компанию и по продажам и по технологиям, а Мильнер уже не работает в Q-Cells. Рыночная капитализация немецкого производителя снизилась с 11 млрд евро в 2007 г. до 390 млн евро в этом. Наряду с Suntech на немецком рынке солнечных батарей царят азиатские Yingli Green Energy и JA Solar, а местные производители все глубже уходят в забытье.

Эта история не единична, предупреждает FT: немецкие высокотехнологичные предприятия, так же, как ранее производители электротехники, автомобилей и средств производства, сталкиваются с конкуренцией со стороны Китая, которая для них может быть страшнее экономического кризиса.

Китай, долго воспринимавшийся как производитель дешевой одежды, игрушек и копеечных электроприборов, еще в 2009 г. обогнал Германию по объемам экспорта, став крупнейшим экспортером в мире. Профицит торгового баланса Китая с Германией в прошлом году составил 17 млрд евро. Сегодня Китай готов оспорить лидерство европейского индустриального гиганта в сфере его основной специализации - точном, транспортном машиностроении и в массовых высоких технологиях.

«Я ожидаю массированной атаки на этот рынок со стороны китайских предприятий уже в ближайшие годы, особенно в секторе автопроизводства. Китайцы улучшат качество и технологии, сохранив ценовое преимущество», - заявил Франц Фехренбах, управляющий Bosch. Уже сегодня в сферах, которые включают в себя не только производство солнечных батарей, но и ветроэнергетику, серверное и сетевое оборудование, а также производство высокоскоростных поездов, Китай достиг равных позиций со своими западными конкурентами. Во многом это все еще происходит за счет "творческого заимствования" современных технологий у многочисленных СП с европейскими компаниями. Но в отдельных областях, например, в строительном машиностроении, производстве автокомплектующих, массовых станков, прочего промышленного оборудования и электротехники, компании от Sany до Shanghai Electric активно наращивают собственные мускулы, чтобы стать серьезными конкурентами.

Спасение - в нишевых рынках

Вопрос состоит в том, какие шаги предпримет Германия, чтобы встретить первую подобную угрозу со стороны Азии со времен промышленного подъема Японии 60-х и 70-х годов.

На первый взгляд кажется, что страна уже проиграла. В секторе трудоемкого общего машиностроения, в котором в Германии задействованы 909 000 человек, или каждый двадцатый работник немецких заводов, Китай уже занял лидерские позиции. Доля Китая составляет 25% от мирового производства, в то время как у Германии она вдвое ниже. Тем не менее, когда новозеландская железнодорожная компания KiwiRail стала первой в развитых странах, заказавшей китайские локомотивы, она все же подчеркнула, что готова приобрести их лишь с условием, что двигатели будут от немецкого производителя Tognum. «У Китая нет возможности обслуживать и поддерживать двигатели за пределами их страны, - пояснил управляющий в Tognum. - Это наша ниша".

Похоже, именно малоемкие, но критически важные нишевые рынки с высоким порогом входа и станут спасением Германии, страны, давшей миру автомобили Porsche и станки Triumph, пишет FT. К примеру, производитель полиграфического оборудования Heidelberger Druckmaschinen успешно продает свои станки в Китае и не опасается конкуренции: ноу-хау здесь слишком сложны, а емкость рынка не оправдывает их освоения китайцами.

Тем не менее угроза растет. Но многие немецкие компании сохраняют уверенность в том, что сумеют справиться. «Китаю не хватает не средств, ему не хватает технологий», - говорит Мао Зенхуа, директор института экономических исследований в Renmin University. Именно поэтому некоторые немецкие компании, переводя производство в страны Азии, оставляют дома самые новейшие разработки или просто не раскрывают их китайским партнерам.

Но для танго всегда нужны двое: долгосрочные отношения Германии и Китая выгодны все же обеим сторонам. К примеру, Bosch ведет бизнес в Китае вот уже более 100 лет, владея 46 заводами, на которых работают более 30 000 человек. Менеджеры компании говорят: «Если вы можете продать продукт в Китае, вы сможете продать его где угодно». Ведь самая высокая конкуренция всегда в сегменте для покупателя со средним доходом. В Siemens придерживаются того же мнения. В итоге сканер Somatom Spirit, разработанный и произведенный в Китае, теперь продается в основном за границей. Тем временем в Германии опасаются, что для средних немецких компаний на рынке попросту скоро не останется места. Некоторые китайские компании строят планы по открытию производств в Европе. Китайская Sany готовится уже в следующем году открыть производство в одной из европейских стран, а также открыть там собственный исследовательский центр.

Если в 2007 г. лишь семь инвесторов из Китая решились инвестировать средства в Германии, к 2009 г. эта цифра подскочила до 45. Китайская Fosun вложила 10 млн евро в открытие ресторанов и чайных домов два года назад. Сегодня ее примеру уже следуют сталелитейные, фармацевтические, туристические и строительные компании. В итоге, по словам Фехренбаха, единственный способ выжить для немецких компаний – «удерживаться на пике новых технологических открытий».