Чиновники вспомнили, что «Газпром» не пускает посторонних в свою трубу

Правительство вновь решило заняться монополией «Газпрома» на трубу: премьер Владимир Путин пообещал концерну новое законодательство, если тот не будет пускать в систему независимых производителей

«Газпром»

владелец почти всех магистральных газопроводов России (свыше 160 000 км). основной акционер – государство (более 50%). капитализация – 5 трлн руб.

Вчера Путин решил навести порядок в российском ТЭКе, досталось всем – нефтяникам, энергетикам (см. статью на стр. 07) и «Газпрому». «Проблема заключается в том, что [есть] дефицит транспортных мощностей, а мы туда никого не пускаем с подачи компании, – негодовал премьер. – Или вы будете эффективно работать, или мы вынуждены будем пойти на изменения законодательства <...> Давайте мы независимым дадим возможность эти транспортные мощности развивать» (цитаты по «Интерфаксу»). Уже был пример с «Новатэком», попытался возразить зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев, компания собиралась строить магистральный газопровод-отвод для конкретного потребителя, но тот сам отказался от заявленных объемов. Путин был краток: «Спасибо вам большое, вы не ответили на мой вопрос».

Чем закончилось обсуждение частных инвестиций в газопроводы России, не ясно. Но Путин поручил Минэнерго «совместно с «Газпромом» проработать возможность обеспечения паритетного доступа к трубопроводному транспорту всех независимых производителей <...> без всяких проволочек» (цитата по premier.gov.ru). Особенно это касается договоров с энергетиками, у которых обязательства по вводу новых мощностей, добавил премьер.

Сроки выполнения поручения не понятны: представители «Газпрома» и Минэнерго на звонки вчера не отвечали. Но в целом речь идет о том, что нужен равный доступ всех производителей к системе «Газпрома» – вопрос, который неоднократно поднимался, объясняет представитель правительства. И слова Путина «об изменении законодательства» тоже об этом, добавляет чиновник Белого дома.

Последний раз тема обсуждалась чиновниками еще в 2008 г.: у «Газпрома» есть правила «недискриминационного» допуска к системе (утверждены правительством в 1997 г.), но есть спорный момент – как определять наличие свободных мощностей. Сейчас это решает «Газпром», не раз сетовали чиновники: свободная труба – это номинальная мощность минус все контракты «Газпрома» (внешние и внутренние), социальные поставки и технические нужды самого концерна. А нужно как минимум уравнять внутренние контракты «дочек» «Газпрома» и других производителей, заявляла ФАС в 2008 г. Вице-премьер Игорь Сечин поддерживал инициативу. Но из-за кризиса вопрос отложили до лучших времен. «Руководство «Газпрома» убедило председателя правительства, что эксперименты такого рода проводить не надо», – объяснял год назад руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Впрочем, в начале 2010 г. ФАС снова получила поручение Сечина доработать правила для «Газпрома» – «формально», а не концептуально, рассказывал Артемьев. Работа над документом продолжается, говорит представитель ФАС: ведомство ждет предложений от Минэнерго и – как только получит – готово заново внести все в правительство.

Последние три года на «Газпром» мало жаловались публично: ФАС заявляла только о двух делах, связанных с допуском к системе концерна, – от небольших трейдеров «Реал-газ» (2011 г.) и «Газэнерго-альянс» (2009 г.). Хотя на пике кризиса – в начале 2009 г. – сотрудники многих производителей сетовали, что «Газпром» старается не пускать их в трубу, пытаясь увеличить собственные продажи.