Землетрясение в Японии лишило запчастей автозаводы по всему миру

Землетрясение в Японии стало причиной остановки нескольких автозаводов во всем мире – им не хватает японских комплектующих. Но российским заводам перебои не угрожают

О приостановке производств из-за нехватки японских комплектующих объявили несколько глобальных автопроизводителей. Так, General Motors с сегодняшнего дня останавливает завод в Луизиане, собирающий пикапы; сутки не будет работать завод Opel в испанской Сарагосе, сообщила газета Automotive News. На 15–20% с сегодняшнего дня сокращает производство и завод Renault Samsung в Корее, выпускающий 20 000 автомобилей в месяц, – не хватает деталей для седана SM7 (выполнен на одной платформе с Nissan Teana). Может прекратить производство и Volvo – у нее остался недельный запас японских комплектующих, сообщила компания. Nissan объявила, что в среднесрочной перспективе ситуация в Японии может повлиять на производство автомобилей на европейских заводах.

Чтобы остановить автозавод, достаточно прекращения поставок от одного производителя комплектующих, констатирует старший вице-президент Nissan Энди Палмер. Сейчас к европейским заводам Nissan идут суда с комплектующими, отправленными до землетрясения, рассказывает он: их хватит еще на шесть недель, а за это время заводы могут найти временную замену поставщикам из Японии.

В России работает три производства японских автомобилей. В Санкт-Петербурге Toyota собирает Camry, а Nissan – Teana, X-Trail и Murano, завод «ПСМА рус» под Калугой производит Mitsubishi Outlander. Все три завода часть деталей завозят из Японии, но представители предприятий уверяют, что пока они не испытывают проблем с комплектующими. Раскрыть прогнозы они отказались.

Nissan обещает сегодня запустить производство комплектующих для зарубежных производств, Toyota начала их выпускать в конце минувшей недели. Правда, все ли детали выпускаются и в достаточном ли объеме, неизвестно.

Автопроизводители серьезно зависят от поставок компонентов из Японии, но в большинстве случаев они могут найти альтернативу в других странах, считает руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. После кризиса заводы остаются недозагруженными и могут увеличить выпуск комплектующих, так что все зависит от того, как быстро автопроизводители смогут переориентировать потоки поставок, указывает он.

В России японским автомобилям угрожает снижение спроса. Люди боятся покупать автомобили японских брендов из-за аварии на АЭС «Фукусима-1», отметил гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Nissan в пятницу заявила, что будет проверять на радиоактивность все автомобили, произведенные в Японии.