«ВТБ капитал» и TPG придумали, как разрешить акционерный конфликт в «Ленте»

Фонды «ВТБ капитал» и TPG придумали нетривиальный способ разрешения затянувшегося акционерного конфликта в розничной сети «Лента». Они предлагают своему оппоненту Августу Мейеру провести аукцион на выкуп долей друг друга

ООО «Лента»

Розничная сеть. Насчитывает 39 магазинов в 20 городах России. Акционеры – Август Мейер через Svoboda (41,04%), TPG Capital и «ВТБ капитал» через Luna (30,8%), ЕБРР (11%). Выручка (2010 г., данные компании) – 70,6 млрд руб.

Компания Luna Inc. (управляет долей «Ленты», принадлежащей «ВТБ капиталу» и TPG) 16 марта направила компании Svoboda (управляет долей «Ленты», принадлежащей Августу Мейеру) проект меморандума о взаимопонимании (копия есть у «Ведомостей»). Проект предполагает, что Luna и Svoboda «соглашаются принять участие в аукционе», цель которого – увеличение доли одного из партнеров в «Ленте» вплоть до 100%. Стартовая цена – $2 млрд за всю компанию, шаг – $50 млн.

В начале марта с предложением выкупить долю «ВТБ капитала» и TPG выступил сам Мейер. Он направил Luna оферту на покупку ее пакета за $800,8 млн, исходя из оценки всей «Ленты» в $2,9 млрд (включая чистый долг в $300 млн). Luna оферту не приняла. «Мы не получили подтверждения ни от самого Мейера, ни от его банкиров о том, что у него есть деньги для приобретения нашей доли. Рассматривать такое предложение всерьез мы не могли», – объяснял тогда источник в Luna.

Предложение ВТБ и TPG, по его словам, обязывает стороны подтверждать свои намерения: участникам аукциона необходимо положить на депозит по $300 млн, победитель должен закрыть сделку в течение недели, а если не успел – теряет депозит.

Svoboda получила предложение о проведении аукциона, подтвердил представитель компании Дмитрий Костыгин. Но, по его словам, не может пойти на его условия: Svoboda не устраивает депозит, который может быть списан, предложение о приостановке всех судов и PR-активности до аукциона и, самое главное, то, что проект меморандума Luna не предполагает due diligence «Ленты», возмущается Костыгин. Luna, по его словам, «физически контролирует офис «Ленты» и может накануне сделки обременить компанию дополнительными долгами. «Аудит не нужен. Хотя Svoboda не принимает участия в советах директоров, но получает всю информацию, доступную членам совета», – возражает представитель Luna.

Конфликт между Luna и Svoboda, начавшийся весной прошлого года из-за разногласий по кандидатуре на пост гендиректора сети, привел к тому, что сейчас его у «Ленты» просто нет. По акционерному соглашению в компании не может быть назначен генеральный и финансовый директор без согласия обоих мажоритарных совладельцев. Сейчас правом финансовой подписи обладают восемь заместителей гендиректора, рассказал представитель Luna. Но они не могут принимать решения о покупке недвижимости, земельных участков, привлечении кредитов. Эти вопросы находятся в ведении совета директоров, a представителям Luna и Svoboda не удавалось собраться за одним столом с мая 2010 г.