Статья опубликована в № 2844 от 03.05.2011 под заголовком: Прокуроры не вскрыли офшор

Генпрокуратура так и не нашла хозяев аэропорта «Домодедово»

Генпрокуратура потратила два месяца на выяснение имен хозяев аэропорта «Домодедово», но безуспешно. Ведомство предлагает запретить офшорным компаниям владеть крупными аэропортами
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
«Домодедово»

Крупнейший аэропорт России. Пассажиропоток(2010 г.) – 22,3 млн человек. Выручка – 29,98 млрд руб. (2010 г., данные компании). Чистая прибыль – 7,69 млрд руб.

В конце февраля президент России Дмитрий Медведев потребовал от генпрокурора Юрия Чайки выяснить имена владельцев аэропорта «Домодедово». Главу государства это стало волновать после теракта в «Домодедово» 24 января, унесшего жизни 37 человек.

Итоги проверки Генпрокуратура обнародовала в субботу, 30 апреля. Аэропортовым комплексом «Домодедово» управляют иностранные компании, зарегистрированные в офшорных зонах (названия не указаны), сказано в сообщении, созданная схема позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту, вывести их из-под юрисдикции России и препятствует органам исполнительной власти эффективно выполнять контрольно-надзорные функции, требовать от этих организаций соблюдения федерального законодательства. Учитывая стратегическое значение «Домодедово» для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сложившаяся ситуация представляется недопустимой, подчеркивается в сообщении. Поэтому Генпрокуратура предложила Минтрансу разработать законопроект о запрете участия иностранцев в управлении стратегическими транспортными предприятиями, а также внести изменения в правила сертификации аэропортов, предусматривающие обязанность соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках.

Представитель Минтранса сообщил, что такого поручения в министерство еще не поступало. «Домодедово» не получало и не знакомо с результатами проверки Генпрокуратуры, говорится в сообщении аэропорта. Предприятия, оказывающие аэропортовые услуги, являются российскими юрлицами (на сайте аэропорта указано 12 компаний), отмечается там же, что же касается структуры владения, то она типична для российских холдинговых компаний и соответствует законодательству России.

«Домодедово» лишь однажды раскрыло структуру собственности. Это случилось в 2005 г.: единственным акционером группы тогда была FML Ltd, которая, в свою очередь, на тот момент принадлежала гражданам о. Мэн Джейн Петерс (63,7%) и Шону Каирнсу (36,3%). Участники рынка уже много лет считают владельцами «Домодедово» председателя совета директоров Дмитрия Каменщика и председателя наблюдательного совета Валерия Когана. Какие доли принадлежат каждому, не ясно, но благодаря «Домодедово» эти бизнесмены попали в свежий рейтинг Forbes-100, заняв 47-е и 86-е места соответственно.

По поручению Генпрокуратуры в «Домодедово» также проводится налоговая проверка. Но они и не прекращались, парирует источник в компании, работающей с «Домодедово»: аэропорт каждый день платит почти $1 млн налогов.

Прокуроры завершили проверку больше недели назад, рассказал источник, близкий к ведомству. Почему итоги были обнародованы лишь 30 апреля, он не уточнил. Возможно, это связано с тем, что стало известно о намерении провести частное размещение аэропорта. Менеджмент аэропорта встречался с представителями шести крупных международных фондов. Инвесторов актив заинтересовал. Но претензии со стороны Генпрокуратуры – плохой знак для потенциальных инвесторов, продолжает собеседник «Ведомостей»: такими действиями можно и распугать всех, а также обесценить актив.

Он не исключает, что потом может найтись и российский покупатель на весь аэропорт.

Отгонять инвесторов от инфраструктурных объектов глупо, полагает партнер «Нерр» Илья Рачков. Именно иностранные компании имеют не только деньги, но и опыт успешного управления. Как раз то, что сейчас надо российским аэропортам, уверен он. Рачков напоминает, что государство хочет отдать «Шереметьево» именно иностранному оператору, а в управлении «Пулково» участвует Fraport. Юрист сомневается, что появится закон о запрете участия иностранцев в стратегических транспортных предприятиях.

Предложением Генпрокуратуры удивлен и чиновник одного из министерств финансово-экономического блока. В арсенале государства есть способы контроля компаний, которые работают в России, а зарегистрированы за ее пределами. «Мы регистрируем кучу сделок, конечные бенефициары которых сидят в офшорах», – говорит он.

Генпрокуратуре просто надо было отчитаться, уверен менеджер одного московского аэропорта, она не нашла ничего нового, а про закон заявила «ради красного словца». Странно, что силовики не сделали запрос в компанию о предоставлении фамилий реальных бенефициаров, указывает он. В Генпрокуратуре не удалось узнать, был ли такой запрос.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more