Статья опубликована в № 2844 от 03.05.2011 под заголовком: Прокуроры не вскрыли офшор

Генпрокуратура так и не нашла хозяев аэропорта «Домодедово»

Генпрокуратура потратила два месяца на выяснение имен хозяев аэропорта «Домодедово», но безуспешно. Ведомство предлагает запретить офшорным компаниям владеть крупными аэропортами
«Домодедово»

Крупнейший аэропорт России. Пассажиропоток(2010 г.) – 22,3 млн человек. Выручка – 29,98 млрд руб. (2010 г., данные компании). Чистая прибыль – 7,69 млрд руб.

В конце февраля президент России Дмитрий Медведев потребовал от генпрокурора Юрия Чайки выяснить имена владельцев аэропорта «Домодедово». Главу государства это стало волновать после теракта в «Домодедово» 24 января, унесшего жизни 37 человек.

Итоги проверки Генпрокуратура обнародовала в субботу, 30 апреля. Аэропортовым комплексом «Домодедово» управляют иностранные компании, зарегистрированные в офшорных зонах (названия не указаны), сказано в сообщении, созданная схема позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту, вывести их из-под юрисдикции России и препятствует органам исполнительной власти эффективно выполнять контрольно-надзорные функции, требовать от этих организаций соблюдения федерального законодательства. Учитывая стратегическое значение «Домодедово» для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сложившаяся ситуация представляется недопустимой, подчеркивается в сообщении. Поэтому Генпрокуратура предложила Минтрансу разработать законопроект о запрете участия иностранцев в управлении стратегическими транспортными предприятиями, а также внести изменения в правила сертификации аэропортов, предусматривающие обязанность соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках.

Представитель Минтранса сообщил, что такого поручения в министерство еще не поступало. «Домодедово» не получало и не знакомо с результатами проверки Генпрокуратуры, говорится в сообщении аэропорта. Предприятия, оказывающие аэропортовые услуги, являются российскими юрлицами (на сайте аэропорта указано 12 компаний), отмечается там же, что же касается структуры владения, то она типична для российских холдинговых компаний и соответствует законодательству России.

«Домодедово» лишь однажды раскрыло структуру собственности. Это случилось в 2005 г.: единственным акционером группы тогда была FML Ltd, которая, в свою очередь, на тот момент принадлежала гражданам о. Мэн Джейн Петерс (63,7%) и Шону Каирнсу (36,3%). Участники рынка уже много лет считают владельцами «Домодедово» председателя совета директоров Дмитрия Каменщика и председателя наблюдательного совета Валерия Когана. Какие доли принадлежат каждому, не ясно, но благодаря «Домодедово» эти бизнесмены попали в свежий рейтинг Forbes-100, заняв 47-е и 86-е места соответственно.

По поручению Генпрокуратуры в «Домодедово» также проводится налоговая проверка. Но они и не прекращались, парирует источник в компании, работающей с «Домодедово»: аэропорт каждый день платит почти $1 млн налогов.

Прокуроры завершили проверку больше недели назад, рассказал источник, близкий к ведомству. Почему итоги были обнародованы лишь 30 апреля, он не уточнил. Возможно, это связано с тем, что стало известно о намерении провести частное размещение аэропорта. Менеджмент аэропорта встречался с представителями шести крупных международных фондов. Инвесторов актив заинтересовал. Но претензии со стороны Генпрокуратуры – плохой знак для потенциальных инвесторов, продолжает собеседник «Ведомостей»: такими действиями можно и распугать всех, а также обесценить актив.

Он не исключает, что потом может найтись и российский покупатель на весь аэропорт.

Отгонять инвесторов от инфраструктурных объектов глупо, полагает партнер «Нерр» Илья Рачков. Именно иностранные компании имеют не только деньги, но и опыт успешного управления. Как раз то, что сейчас надо российским аэропортам, уверен он. Рачков напоминает, что государство хочет отдать «Шереметьево» именно иностранному оператору, а в управлении «Пулково» участвует Fraport. Юрист сомневается, что появится закон о запрете участия иностранцев в стратегических транспортных предприятиях.

Предложением Генпрокуратуры удивлен и чиновник одного из министерств финансово-экономического блока. В арсенале государства есть способы контроля компаний, которые работают в России, а зарегистрированы за ее пределами. «Мы регистрируем кучу сделок, конечные бенефициары которых сидят в офшорах», – говорит он.

Генпрокуратуре просто надо было отчитаться, уверен менеджер одного московского аэропорта, она не нашла ничего нового, а про закон заявила «ради красного словца». Странно, что силовики не сделали запрос в компанию о предоставлении фамилий реальных бенефициаров, указывает он. В Генпрокуратуре не удалось узнать, был ли такой запрос.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать