Объединение «Шереметьева» и «Внукова» позволит им догнать «Домодедово»

Объединение «Шереметьево» и «Внуково» позволит им догнать «Домодедово» по выручке и перегнать по пассажиропотоку. Правда, чиновники еще не определились со структурой этой сделки

Про слияние «Шереметьево» и «Внуково» премьер Владимир Путин заявил в конце марта. Он подчеркнул, что федеральное правительство выкупит московскую долю во «Внуково» – примерно за 40–50 млрд руб. А недавно Фонд развития аэропортов по заказу частных акционеров «Внуково» («Внуково-инвест» Виталия Ванцева и Льва Кветного, контролируют 25% акций аэропорта) подготовил свой вариант консолидации (копия презентации есть у «Ведомостей»). Сначала необходимо создать ОАО «Аэропорты Москвы», куда внести имущество обоих аэропортов, включая терминал D в «Шереметьево» (принадлежит «Аэрофлоту», ВТБ и ВЭБу). Около 80% «Аэропортов Москвы» будет принадлежать государству, остальное – частным и другим инвесторам, указано в презентации. При этом обслуживание бизнес-авиации, грузовых перевозок, топливо-заправочные комплексы, гостиницы, паркинг и частично наземное обслуживание пассажиров (сдача в аренду стоек регистрации и выходов пассажиров на посадку) останутся за периметром объединенной компании.

Объединенные «Шереметьево» и «Внуково» смогут на равных конкурировать с крупнейшим аэропортом страны – «Домодедово». Уже по итогам 2010 г. их общий пассажиропоток составляет почти 29 млн человек, тогда как у конкурента – 22,3 млн. К 2016 г. этот показатель может вырасти до 50 млн человек. «Домодедово» планирует обслужить 37 млн пассажиров, говорит источник, близкий к банкам – организаторам возможного частного размещения аэропорта.

Правда, по финансовым показателям обогнать «Домодедово» не удастся даже объединенной компании. В презентации сказано, что через два года планируемые общие доходы «Шереметьево» и «Внуково» достигнут $1 млрд, а чистая прибыль – $500 млн. Для сравнения: выручка «Домодедово» составила 29,98 млрд руб. еще в прошлом году, чистая прибыль – 7,69 млрд руб.

При этом консультанты не советуют правительству оставлять за собой управление «Аэропортами Москвы». Как только «Шереметьево» и «Внуково» будут объединены, они должны быть переданы независимой управляющей компании. При этом государство должно продать 5% акций «Аэропортов Москвы», говорится в презентации.

Купить их должна сама управляющая компания. Так она будет лучше мотивирована, считает близкий к «Внуково» источник.

Фонд развития аэропортов предлагает провести жесткий отбор претендентов на управление объединенными «Шереметьево» и «Внуково». Независимая управляющая компания должна иметь опыт «по управлению несколькими аэропортовыми комплексами до момента подачи заявки на участие в конкурсе, обязательное наличие зарегистрированного офиса на территории России, наличие технологий осуществления аэропортовой деятельности, соответствующих требованиям законодательства России, обоснование возможности увеличения пассажиропотока до 50 млн человек к 2016 г.», сказано в презентации.

Ванцев отказался комментировать, будет ли его компания претендовать на управление «Аэропортами Москвы». «А почему бы и нет, если «Внуково-инвест» найдет подходящего иностранного партнера?» – рассуждает знакомый бизнесмена.

Презентация уже направлена в Минэкономразвития и Минтранс, добавляет он. Чиновник Минтранса подтвердил ее получение. «Шереметьево» и «Внуково» вместе наверняка догонят «Домодедово», но варианты их слияния еще только обсуждаются, отмечает он. Непонятно, на каком этапе привлекать управляющую компанию: как планировалось раньше – после консолидации всех терминалов внутри «Шереметьево» – или уже после глобального объединения. Неясно также, стоит ли объединять имущество в одной компании или передать ей акции, указывает собеседник «Ведомостей». Он затруднился назвать срок консолидации. Максимальный – до 2020 г., знает сотрудник аппарата правительства.