«Домодедово» собирается увеличить свои площади в пять раз

У «Домодедово» грандиозные планы по строительству: к 2020 г. площадь пассажирского аэровокзала увеличится в пять раз, появится собственная электростанция. Развиваться аэропорт собирается на собственные средства, а государство обещает построить для него новую взлетную полосу взамен одной из существующих

Представитель «Домодедово» не стал комментировать планы компании. По прогнозам Goldman Sachs, средств, которые зарабатывает аэропорт, вполне будет хватать на его развитие: так, в 2011 г. задумано потратить 5,6 млрд руб., что составляет 61% от так называемого операционного денежного потока (operation free cash flow), в 2013 г. – 13,4 млрд руб. (95%), в 2014 г. – 4,5 млрд руб. (29%), в 2015 г. – 8,7 млрд руб. (50%). Исключение составляет будущий год, когда план по инвестициям в 15,5 млрд руб. будет на треть больше заработанных компанией денег. Планы «Домодедово» впечатляют, признает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. Если они будут реализованы, то переезд «Аэрофлота» из «Шереметьево» в «Домодедово» может стать реальностью. О возможной смене аэропорта базирования после 2020 г. говорил и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, отмечая, что ограниченные возможности «Шереметьево» могут помешать развитию перевозчика.

«Домодедово»

Крупнейший аэропорт России. Пассажиропоток – 22,3 млн человек (2010 г.). Акционер: 100% – у DME Ltd (единственный бенефициар – председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик). Выручка – 29,7 млрд руб. (2010 г.). Чистая прибыль – 8,3 млрд руб.

Действующий терминал «Домодедово» обслуживает больше пассажиров, чем позволяют его площади, – в 2010 г. через него прошло 22,3 млн человек при пропускной способности в 17 млн, говорится в отчете Goldman Sachs, банка – организатора IPO аэропорта в Лондоне (копия документа есть у «Ведомостей»). Дефицит площадей – одна из серьезных проблем, которая может сдерживать развитие «Домодедово», ведь по данным JPMorgan, на человека в год приходится лишь 6 кв. см его площадей (против 25 кв. см у «Шереметьево», см. рисунок).

Борьба с теснотой

Бороться с теснотой менеджмент собирается ударными темпами. Уже к концу этого года площадь первого терминала увеличится почти на 40% до 185 000 кв. м; а в 2012 г. вырастет еще на 22% до 226 600 кв. м. Тогда же начнется строительство второго терминала, который будет сдан к 2015 г. и позволит увеличить площадь аэровокзала до 522 000 кв. м. А к 2020 г. она должна составить уже 712 000 кв. м (будет построен третий терминал) и «Домодедово» сможет обслуживать 55 млн пассажиров в год, пишет Goldman Sachs со ссылкой на данные компании.

Почти 70% инвестиций, которые «Домодедово» собирается потратить на развитие до 2020 г. – а это около 70 млрд руб. (в ценах 2011 г.), – пойдет именно на терминалы, отмечает Goldman Sachs. Также более 600 млн руб. запланировано потратить на тепловую мини-электростанцию (наиболее актуально ее строительство стало в декабре 2010 г., когда из-за ледяного дождя аэропорт оказался без электричества), 1,36 млрд руб. – на новый ангар, 860 млн руб. – на четвертую очередь грузового терминала, 360 млн руб. – на расширение фабрики бортового питания и почти 180 млн – топливозаправочного комплекса, перечисляется в отчете.

Государство поможет

В отличие от терминалов на двух взлетно-посадочных полосах (ВПП) «Домодедово» не будет тесно еще несколько лет. Полосы можно использовать независимо друг от друга, тогда как в «Шереметьево» они расположены слишком близко, а во «Внуково» – крест-накрест. Но менеджмент «Домодедово» не раз заявлял о необходимости строительства третьей полосы, учитывая, что к 2020 г. возможно удвоение пассажиропотока. Председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик напомнил об этом в конце марта на совещании у премьера Владимира Путина, уже после того как было принято решение строить полосу в «Шереметьево». «Я понимаю, что ваше решение окончательное и обсуждению не подлежит», – оговорился бизнесмен. Путин в ответ заметил, что решение принято по «Шереметьево», по «Домодедово» никаких решений не было. Обращайтесь в Минтранс, посоветовал тогда премьер. «Домодедово» это и сделало. Вчера Минтранс сообщил, что строительство новой полосы в аэропорту «признано необходимым». Но речь идет о том, что эта полоса заменит ВПП-2, которая подлежит выводу из эксплуатации в 2015 г. «С вводом новой [полосы] будет обеспечена планируемая пропускная способность «Домодедово» – 45–50 млн пассажиров в год и Московского авиаузла – 110 млн», – сказано на сайте Минтранса.

Пропускная способность увеличится прежде всего за счет того, что старая полоса будет использоваться как рулежная дорожка и под стоянки, отметил представитель Минтранса. Расходы на новую полосу еще не просчитаны, добавил он. В августе будет представлена проектно-сметная документация, срок строительства – 3,5 года.

Если новая полоса заменит существующую, то больших преимуществ это не даст, не соглашается с чиновником Шаго: наращивать пассажиропоток можно будет лишь за счет улучшения управления воздушным пространством. Возможность строительства третьей полосы сохраняется – но этот вопрос станет актуальным после 2020 г., указывает Минтранс. Всего вокруг «Домодедово» зарезервирована земля под 10 полос.

Другие доходы

Более 80% выручки «Домодедово» дает неавиационный сектор – это коммерция (реклама, аренда и концессия площадей) и вспомогательный бизнес (топливо, бортовое питание, наземное обслуживание, паркинг, гостиница). По расчетам Goldman Sachs, с 2011 по 2013 г. выручка аэропорта будет расти в среднем на 13% ежегодно (с 35 млрд до 43 млрд руб.), а EBITDA – на 15% (с 13,1 млрд до 17,5 млрд руб.). Вырастет и рентабельность по этому показателю – с 37 до 41%.

Эффективность вспомогательного бизнеса, дающего 60% выручки, будет примерно на одном уровне – около 30%. Причина в том, что наиболее прибыльная статья – продажа топлива – сокращается, указывает Goldman Sachs: все больше авиакомпаний предпочитают покупать керосин напрямую у нефтяников. А вот у коммерции будет завидная рентабельность – 61,4% в 2013 г. против 56% в 2011 г.: с вводом новых терминалов в эксплуатацию возрастет объем площадей, сдаваемых в аренду и концессию. Сейчас отдано 42 500 кв. м, а в 2020 г. ожидается 215 000 кв. м.

Ставки аренды в аэропортах примерно в два раза выше, чем в помещениях под магазины и кафе в городе, сказал один из консультантов на рынке недвижимости. Но работать в аэропортах выгодно, утверждает директор по маркетингу сети «Крошка-картошка» Михаил Кудрявцев. По его словам, высокие ставки аренды у предприятий общественного питания с лихвой компенсируются объемом продаж и более высокой наценкой. «Транспортные узлы обеспечивают постоянный поток покупателей, а спрос таков, что есть возможность держать чуть более высокие цены, чем в городе», – уточнил он. В среднем стоимость блюд в аэропортах на 15% выше, чем в городе, подтверждает представитель «Росинтер ресторантс холдинга» («Планета суша», «Il патио», «1-2-3 кафе» и др.). В то же время средний чек получается ниже на те же 15% – структура потребления другая, объясняет собеседник: в целом доходность ресторанов в аэропорту не сильно отличается от городских.