Российские компании решили обновить производство

Российская промышленность – в середине начала модернизации, пришел к выводу Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка: в ближайшие три года 60% предприятий намерено обновить оборудование, чтобы удержать внутренний рынок. О внешнем пока почти не думают

Большинство российских предприятий ориентировано на внутренний рынок: у 83% здесь сбыт, у 88% – основные поставщики сырья и оборудования. Здесь же и основные конкуренты (см. инфографику): не конкурирует с российскими компаниями только 7,5%, конкурирует только с российскими – 30%, отмечает соавтор исследования Надежда Иванова. Масштабной зарубежной экспансии предприятия тоже не планируют: 36% вообще не намерено расширять рынок сбыта в ближайшие пять лет, 38% будет делать это внутри страны, почти 19% – в странах СНГ и 9% – в дальнем зарубежье.

В опросе ЦМИ Сбербанка участвовало 698 предприятий более 10 отраслей (каждое третье – из сферы машиностроения) из 72 регионов. 40% респондентов – средний (от 250 до 1000 человек) и крупный бизнес, 10% – малый и крупнейший (от 5000). Исследование проводилось в I квартале.

«Товары, производимые российской обрабатывающей промышленностью, можно смело назвать неторгуемыми», – считает Иванова: в докризисные годы, несмотря на быстрый рост, обрабатывающий сектор остался неразвитым. Более двух третей опрошенных оценивают состояние своего оборудования как среднее и плохое: комплексную модернизацию за последние пять лет провело 26%, а у 30% последний раз она была еще в советское время. О существенных инвестициях в приобретение технологий в предыдущие пять лет сообщило только каждое шестое предприятие. Внутренняя конкуренция развитию технологий способствует гораздо меньше: серьезные инвестиции в технологии были у каждого четвертого предприятия, имеющего зарубежных конкурентов, и у каждого десятого среди тех, кто не имеет. Более половины предприятий легкой, пищевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, производства стройматериалов в технологии в 2000–2008 гг. вообще не инвестировало.

В ближайшие три года внедрять зарубежные технологии намерено 17%, отечественные – 18,6%. Зато инвестировать в оборудование собирается 60%. Но замена станков –―еще не модернизация, модернизация – это замена технологических цепочек, замечает председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев.

До инноваций дело пока вовсе не дошло: внедрение инновационных технологий важным для успеха бизнеса считает 10%. Собственные или заказные НИОКР есть у 39%. В основном это предприятия, имеющие зарубежных конкурентов (металлургия, химпром, нефтехимия). Основное препятствие для развития черной металлургии – медленный рост внутреннего рынка, говорит представитель НЛМК Антон Базулев: 70% потребителей – строители, а им мешают сложные бюрократические процедуры, компании вынуждены развивать продажи на экспорт.

Заявления властей о модернизации экономики, наращивании доли несырьевого экспорта – правильные слова, но только слова, оценивает Сергей Цухло из Института Гайдара: «Власть живет в своей системе представлений, предприятия – в своей». Например, возможностей для роста за счет производительности труда, судя по опросам Института Гайдара, не очень много: 64% предприятий считает ее нормальной, и только 30% – низкой. Больших планов экспансии никогда и не было, знает он, промышленности хорошо бы удержать внутренний рынок, что удается, пока население бедное, и импорт по потребительским характеристикам несопоставим с местными аналогами.

Главным препятствием для успешного развития предприятия назвали не налоги (они на 2-м месте) и не рост соцвзносов (на 5-м), а рост тарифов – этот фактор отметило 79% опрошенных. С начала года правительство пытается придумать, как ограничить рост тарифов, и, возможно, бизнес таким образом пытается сигнализировать о важности вопроса, полагает Иванова. Снизить соцвзносы к моменту опроса уже пообещали, напоминает Цухло.

Быстрый рост тарифов не столько сдерживает развитие, сколько снижает конкурентоспособность продукции, говорит Базулев. Недорослев к главным препятствиям относит таможенные барьеры и отсутствие доступа к длинным и дешевым деньгам.