Собрания акционеров «Газпрома» проходят всё веселее

Прежде чопорные и рафинированные мероприятия газового концерна приблизились по накалу страстей к собраниям акционеров РАО «ЕЭС России»
Bloomberg

Есть и другие компании, где собрания проходят бурно (например, «Роснефть»). Но такого как в РАО пока действительно нет. Хотя даже у «Газпрома» прежде чопорные и рафинированные собрания акционеров тоже стали изобиловать «цирком» и курьезами.

«Я всегда ездил в Зеленоград на собрания акционеров РАО «ЕЭС России», потому что это настоящий цирк, жаль, что теперь этого не будет», — делился как-то с корреспондентом «Ведомостей» миноритарий холдинга, который ликвидировали в 2008 г. в рамках энергореформы.

Акционеры РАО ЕЭС читали стихи на собраниях (язвительные — по поводу приватизации, которую провело правительство при Анатолии Чубайсе, и восторженные). Чубайсу — как в программе «Поле чудес» — прямо на сцене дарили подарки, были даже акции протеста перед зданием ДК в Зеленограде, где проходили собрания («Чубайс опасен для России» или «Чубайса под суд!»).

Два в одном

Сегодня в здании «Газпрома» на ул. Наметкина проходят сразу два собрания. Первое — годовое, со стандартной повесткой. Второе — внеочередное, для переизбрания совета директоров, который всего на пару часов выберут на годовом (чтобы выполнить поручение президента Дмитрия Медведева и вывести из совета двух министров, Сергея Шматко и Эльвиру Набиуллину).

С приемом акционеров счетная комиссия явно не справлялась: собрание шло больше получаса, а на регистрацию все еще стояли очереди, в основном из пожилых людей, которые громко возмущались (из толпы доносилось: «Бардак!», «Бездельники!», «Я хочу быть участником собрания, а не стоять здесь!»). «У нас два собрания, поэтому так долго», — все время повторяли замученные представители счетной комиссии.

В это время на самом собрании предправления «Газпрома» Алексей Миллер докладывал о том, каким успешным был прошлый год для «Газпрома»: несмотря на то, что кризисные явления еще сохранялись, выручка и прибыль выросли. Дивиденды за 2010 г. будут максимальными за всю историю – 91,1 млрд руб., на 61% больше прошлогоднего (хотя менеджмент «Газпрома» рекомендовал гораздо меньшие выплаты, поднял их совет директоров). Инвестпрограмма в этом году превысит 1 трлн руб., перечислял Миллер, у «Газпрома» столько проектов, что «фактически мы сейчас создаем еще один, новый «Газпром». Еще в 2003 г. «Газпром» объявил на конгрессе в Японии, что наступил век газа, а теперь не только производители, но и потребители признают, что «золотой век газа» - это свершившийся факт, а значит, у «Газпрома» открываются новые горизонты.

Будут рекорды и в этом году, отметил Миллер. И здесь тоже сравнил «Газпром» с холдингом Чубайса. Например, генерирующих мощностей в этом году будет построено больше, чем за всю историю существования РАО «ЕЭС России», отметил он (и в зале послышались аплодисменты). А потом здесь же, на собрании, состоялось прямое включение с ТЭЦ-26 «Мосэнерго», которое по указанию Миллера торжественно запустило новый энергоблок.

«Прения»

Бурного обсуждения повестки не было. Лишь 30-минутные «прения» (как называет их председатель совета, вице-премьер Виктор Зубков) по основным вопросам — отчет, дивиденды и вознаграждения совету. И свелись они к выступлениям пяти представителей акционеров — президента Barclays Capital Боба Форесмана и гендиректоров четырех «дочек» «Газпрома».

Форесман буквально скороговоркой отметил, что инвесторам хотелось бы большей дивидендной доходности от «Газпрома», но все прекрасно понимают, что для будущего компании нужно увеличивать капитальные затраты, а значит нужен «баланс». А в целом «Газпром» является «неоспоримым газовым лидером и таковым и останется», концерн «успешно противостоял всем потрясениям на мировых рынках», перечислял Форесман; и вообще «газ — это хорошо» (цитата из фильма Wall Street), и «если газ — это будущее, тогда “Газпром” и есть это будущее».

Критики в адрес совета «Газпрома» и его менеджмента не было, Форесман поблагодарил их. Так же поступили и гендиректора «дочек». Правда, они вообще почти не затронули повестку, а в основном докладывали об итогах года у своих предприятий, о разработке первого отечественного контейнера для перевозки сжиженного гелия, об опытах с поиском новых методов использования серы, о снижении аварийности на газопроводах, о заменах агрегатов на газопроводах (с указанием типа и номера), о запуске новой «неокомской» установки на Заполярном месторождении и т.д.

В итоге положенных 30 минут для «прений» не хватило. А хотели выступить еще три представителя акционеров. И вот здесь зал прорвало. «Что за фарс!», «Дайте сказать!», «Почему не пустили!», «Пустите хотя бы одного!» — доносилось оттуда. Зубков даже прикрикнул пару раз на акционеров, потом начал цитировать закон об АО, где прописан регламент работы собрания. А ближе к концу особо отчетливо зазвучал голос постоянного «критикующего» акционера (у РАО тоже такие были) — Константина Баскина: о том, что он три года не может задать свои вопросы, каждый раз пытается, но ему не дают. Миллер сначала ласково, а потом уже цедя сквозь зубы заметил, что год назад Баскин тоже хотел задать свои вопросы, Миллер готов был поговорить с ним после собрания, прождал 30 минут, но тот не пришел. И потом Баскин тоже не пытался связаться с Миллером, чтобы задать свои вопросы, добавил руководитель «Газпрома».

Перед перерывом Зубков не выдержал и сказал в зал, что акционер все-таки может пообщаться с ним и Миллером. Но Баскин к тому моменту уже ушел (как сообщили Зубкову из зала).