Крупнейшая «дочка» РЖД нацелилась на малый бизнес

Первая грузовая компания (ПГК) сделает предложение малому бизнесу: она гарантирует ему вагоны для вывоза грузов, но по максимальным тарифам. «Дочке» РЖД будет трудно конкурировать с автотранспортными компаниями, считают эксперты
PhotoXPress

В середине августа ПГК запустит на Северо-Кавказской железной дороге, обслуживающей регионы юга России, услугу для розничных клиентов. У компаний, время от времени перевозящих небольшие объемы грузов, появится возможность гарантированно получить крытые вагоны в течение 10 дней после заполнения заявки на сайте оператора и оплаты услуги, рассказал «Ведомостям» начальник управления маркетинга и тарифной политики ПГК Виктор Воронович.

Первая грузовая компания

Железнодорожный оператор. акционеры: 100% у РЖД. финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – 103,5 млрд руб., прибыль – 19,9 млрд руб.

1 сентября завершается перевод оставшейся части инвентарного парка вагонов РЖД в создаваемую ею Вторую грузовую компанию (ВГК) и на рынке не останется компании, гарантирующей подачу вагонов, объясняет он. Услуга будет иметь определенные ограничения: клиент сможет заказать перевозку не более двух крытых вагонов по одной заявке и не более 15 штук в месяц, это сделано специально, чтобы отсечь крупных клиентов, которым предлагаются другие условия, рассказал Воронович. Услуга рассчитана на небольшие региональные компании, нерегулярно перевозящие цемент, сахар, овощи и т. д. на расстояние не более 1000–1500 км. Сейчас такие компании обращаются в РЖД, которая обязана предоставить вагоны, однако с передачей инвентарного парка в ВГК эта возможность исчезнет, отмечает источник «Ведомостей».

Договор на предоставление этой услуги будет в виде оферты, если ПГК не сможет предоставить вагон, то она уплатит клиенту неустойку в размере 10 000 руб., обещает Воронович. Правда, и тариф на перевозку будет самый высокий – на 15–20% выше, чем средний тариф для клиентов, заключивших долгосрочные договоры, отмечает он. Так, перевозка вагона сахара из Ростова-на-Дону обойдется клиенту в 75 000 руб., свидетельствуют расчеты ПГК. Издержки компании на такие перевозки достаточно высоки – ведь ей придется перегонять вагоны специально под требования клиентов в установленный срок, закладывать в тариф порожний пробег, промывку вагона и т. д., объясняет Воронович. Но средняя доходность таких перевозок для ПГК должна быть такой же, как и от других видов, рассчитывает он, – около 1100 руб. за вагон в сутки. Цена может быть снижена, если клиент заключит отдельный контракт, но в таком случае ему придется отправлять заявку на предоставление вагонов за месяц и брать на себя другие обязательства, отмечает менеджер ПГК. Такой услугой будут пользоваться 1–10% всех грузовладельцев, рассчитывает Воронович, ссылаясь на опыт иностранных железных дорог, предлагающих аналогичный сервис. С середины сентября услуга будет доступна по всей России, а в 2012 г. ее планируется предоставить и пользователям других видов вагонов, которыми оперирует ПГК.

ПГК, отдавшая значительную часть своего парка в управление РЖД в условиях агентской схемы, вынуждена изыскивать возможности повышения доходов, к которым относится и введение новой услуги, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Однако конкурентоспособность железнодорожного транспорта на расстояниях до 1500 км в последние годы снижается, особенно по грузам с высокими требованиями по срокам, скорости доставки и сохранности, продолжает эксперт. А дефицит пропускной способности железных дорог, связанный с неэффективной диспетчеризацией, ограниченными возможностями инфраструктуры и нехваткой локомотивной тяги, способствует усилению процесса перетока грузовой базы на автомобильный транспорт, указывает он.

На коротких расстояниях конкурентоспособность автомобильного транспорта выше, чем железнодорожного, особенно для небольших партий товара, согласен заместитель гендиректора «Совтрансавто» Александр Кравцов. Но многое зависит от направления перевозок: так, стоимость перевозки автопоездом 20–22 т (примерно треть вагона) из Ростова-на-Дону в Москву обойдется владельцу груза в 20 000–22 000 руб., притом это будет быстрее, чем железной дорогой, и грузовик приедет прямо к клиенту, а не на железнодорожную станцию, отмечает он. Но стоимость перевозки автотранспортом из Москвы будет значительно выше, оговаривается Кравцов.

По железной дороге трудно отправлять грузы на Дальний Восток – операторы отвечают, что у них нет вагонов, а если ПГК сможет гарантировать перевозки в этом направлении, предложение может быть интересно, говорит гендиректор производителя макаронных изделий «Алтан» Валерий Покорняк. Еще несколько лет назад по железной дороге его компания перевозила около 70% продукции, а сейчас – лишь 40%, ведь автоперевозки быстрее, дешевле и более гибкие, отмечает Покорняк. «На небольших расстояниях использовать автотранспорт выгоднее, к тому же груз будет доставлен непосредственно до места назначения – магазина или склада», – соглашается председатель совета директоров ГК «Славянка» Сергей Гусев (его слова передала пресс-служба). Кроме того, крытые вагоны очень сильно изношены и, если ПГК хочет привлечь клиентов, ей стоило бы вкладываться в обновление парка, считает Покорняк. Очень важна стоимость услуги и, если она будет высокой, это станет еще одним аргументом для сокращения объемов железнодорожных перевозок, продолжает председатель совета директоров «Деки» (производитель кваса) Андрей Манский. Но если железнодорожники разрешат перевозить квас летом в крытых вагонах, а не в рефрижераторах, такая услуга будет востребована, даже несмотря на высокую стоимость, добавил он.