Pratt & Whitney намеревается продать «Пермские моторы» и «Авиадвигатель»

Объединенная двигателестроительная корпорация хотела бы купить российские активы американской Pratt & Whitney – эта компания с 1990-х гг. акционер пермских двигателестроительных предприятий
wikimedia

«Авиадвигатель»

Конструкторское бюро. Акционеры: «Оборонпром» (56,7%), Pratt & Whitney (22,9%). Финансовые показатели (РСБУ, 1-е полугодие 2011 г.): выручка – 2,7 млрд руб., прибыль – 106,5 млн руб.

Пермский моторный завод

Производитель авиационных и газотурбинных двигателей. Акционеры: «Оборонпром» (71,6%), Pratt & Whitney (24%). Финансовые показатели (РСБУ, 1-е полугодие 2011 г.): выручка – 6 млрд руб., убыток – 281,3 млн руб.

Подконтрольная «Оборонпрому» Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) ведет переговоры с американским производителем авиадвигателей Pratt & Whitney о выкупе принадлежащих ей долей в Пермском моторном заводе (ПМЗ, производитель двигателей ПС-90 и их модификаций) и «Авиадвигателе» (конструкторское бюро, разрабатывавшее ПС-90), заявил гендиректор «Оборонпрома» Андрей Реус. Сумму и сроки сделки он не назвал. Представитель оборонного холдинга от комментариев отказался.

Pratt & Whitney стала акционером пермских предприятий еще в 1990-х гг., ей принадлежит 24,1% ПМЗ и 22,9% «Авиадвигателя». В конце 1990-х компания объявила, что намерена вложить $125 млн в разработку и производство усовершенствованной модификации двигателя ПС-90 – ПС-90А2, который предполагалось устанавливать на самолеты Ту-204СМ. Однако сроки разработки двигателя затянулись, он был готов только к концу прошлого десятилетия. Сейчас под вопросом и сам проект Ту-204СМ – год назад единственный заказчик этих самолетов, авиакомпания «Москва» (бывший «Атлант-союз»), собиравшийся купить 15 лайнеров, отказался от этой идеи.

Несколько лет назад несколько самолетов Ту-204 собирался приобрести Иран, но сделка не состоялась: правительство США объявило эмбарго на торговлю с этой страной и поставлять ей самолеты с двигателями, разработанными совместно с американцами, стало просто невозможно, напоминает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Переговоры между ОДК и Pratt & Whitney начались недавно, говорить о сумме сделки еще рано, сказал человек, близкий к российской компании. ОДК хочет объединить конструкторское бюро с моторным заводом – они входили в единый комплекс до приватизации в начале 1990-х гг. Американцы сочли такой вариант невыгодным для себя и решили продать свою долю, объясняет собеседник «Ведомостей». Но сотрудничество с Pratt & Whitney на этом не прекратится: компания является поставщиком предприятий ОДК и хотела бы использовать их сборочные мощности для производства своих двигателей, которые будут устанавливаться на создаваемый российский магистральный лайнер МС-21, уверяет он.

Вопрос о продаже российских активов обсуждается, говорит представитель Pratt & Whitney: российское правительство хочет консолидировать двигателестроительные активы в одной корпорации, американская компания участвует в этом процессе. Pratt & Whitney намерена и дальше работать на российском рынке, заверил он.

Сотрудничество американской корпорации с российскими предприятиями вряд ли можно считать удачным: единственный ее проект так пока и не получил коммерческих перспектив, в том числе из-за ограничений правительства США, как в истории с Ираном, резюмирует Макиенко.