«Сумма капитал» будет строить нефтяной терминал в Роттердаме

Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова готовится к зарубежной экспансии: она хочет построить нефтяной терминал в крупнейшем порту Европы — Роттердаме
порт Роттердама/ Bloomberg

«Сумма»

Многопрофильная группа (транспортные, нефтегазовые, телекоммуникационные активы и проч.). Экспертная оценка активов под управлением – $3–5 млрд. Суммарные финансовые показатели не раскрываются.

О том, что «Сумма» готова построить терминал в порту Роттердама в консорциуме с партнерами, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на свои источники. Речь идет о конкурсе на строительство и эксплуатацию нового терминала Tank Terminal Europoort West, который в начале года объявила администрация порта. Проект предполагает строительство с нуля на двух площадках общей площадью 55 га, отмечается на сайте администрации порта. Терминал должен занять существенное место в мировой транспортировке нефти, большая часть грузопотока будет идти на экспорт, указано там же, плюс возможна перевалка нефтепродуктов. Заявки от претендентов собирались до 22 июля. От кого они поступили и когда будут итоги, представитель администрации порта не раскрыл.

Но заявка от «Суммы» действительно есть, подтверждает представитель группы. Причем подана она в консорциуме с крупнейшим сырьевым трейдером на планете — компанией Vitol, оборот которой составил в 2010 г. $195 млрд, сообщил «Ведомостям» источник, знакомый с планами консорциума. Ведь по условиям конкурса его участник должен не только управлять как минимум одним нефтяным терминалом, но и заниматься поставками нефти, чтобы гарантировать постоянную загрузку нового проекта. Есть в консорциуме и третий партнер — судоходная компания, говорит источник «Ведомостей», но название не раскрывает. Запрос, отправленный в Vitol, остался без ответа.

Всего на конкурс подано меньше 10 заявок, отмечает источник, знакомый с планами консорциума, выбор инвестора должен состояться до конца года.

«Сумма» уже является совладельцем крупнейшего в России портового холдинга — НМТП (их совместная с «Транснефтью» компания контролирует Новороссийский порт). А НМТП владеет Приморским торговым портом. В сумме это 75% нефтяного экспорта через европейские гавани России. Общий объем перевалки нефти и нефтепродуктов в 2010 г. — 133 млн т.

Новый терминал в Роттердаме, как предполагается, будет значительно меньше по мощности, чем порт в Приморске, говорит источник, знакомый с планами консорциума. Мощность российского порта — до 80 млн т нефтеналивных грузов, из них 75 млн т — только сырая нефть. В 2010 г. Приморский торговый порт был оценен в $2,2 млрд (перед тем, как его приобрел НМТП).

Инвестиции в новый терминал в Роттердаме могут составить минимум $250 млн, главный плюс — уже есть основная инфраструктура, отмечает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов; кроме того, объем перевалки, скорее всего, будет стабильным.

Идея «Суммы» заключается в создании «плавучего трубопровода» между Приморским портом и новым терминалом в Роттердаме, отмечает источник, знакомый с планами консорциума. Сейчас значительная доля нефти, отгружаемой через Приморск, и так идет в Роттердам. Но новый терминал фактически позволит создать в этом порту хаб по торговле российской нефтью Urals, открытый для всех трейдеров и нефтяников, говорит собеседник «Ведомостей».

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).