РЖД просит государство взять для нее в долг дополнительные 400 млрд руб.

РЖД просит у государства взять в долг дополнительные 400 млрд руб. и отдать их монополии. Минэкономразвития и Минфин против: это незаконно
Bloomberg

В конце июля РЖД обратилась в правительство с идеей выпуска государственных инфраструктурных облигаций. Премьер Владимир Путин тогда поддержал инициативу и поручил в течение месяца проработать вопрос. Он еще изучается, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

Но Минэкономразвития уже отказалось поддержать идею, следует из проекта доклада, который будет представлен правительству (копия есть у «Ведомостей»).

РЖД жалуется на нехватку источников финансирования, цитирует Минэкономразвития обращение РЖД, на развитие инфраструктуры монополия просит у государства 400 млрд руб. до 2015 г. Эти деньги РЖД предлагает правительству одолжить, выпустив государственные инфраструктурные облигации, а потом внести привлеченные средства в ее уставный капитал. Деньги пойдут на капремонт путей, строительство ответвлений, устранение «узких мест», другие проекты, говорит представитель РЖД. В уставный капитал вносить их не предполагается, продолжает он: эти средства государство само вложит в инвестпроекты РЖД.

Идея инфраструктурных облигаций противоречит основным принципам Бюджетного кодекса, следует из доклада Минэкономразвития. «На практике это нереально: принцип единства кассы – святая святых бюджетного процесса», – комментирует предложение РЖД директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков. Подобных прецедентов он назвать не смог. Так делать нельзя, вторит чиновник Минфина. Гособлигации выпускаются только для финансирования дефицита, говорит он.

По сути, РЖД просит увеличить госдолг, и это не имеет отношения к инфраструктурным облигациям, замечает Осколков. По основным направлениям долговой политики на 2012–2014 гг. госзаймы станут основным источником финансирования дефицита бюджета. Госдолг за три года вырастет с нынешних 4,6 трлн до 12 трлн руб. к концу 2012 г. (или с 9,3 до 17% ВВП). В 2012 г. Минфин привлечет 1,9 трлн руб., постепенно увеличивая объем займов до 2,3 трлн в 2014 г. «Дополнительное привлечение с рынка 400 млрд <...> может оказаться проблематичным», – говорится в документе Минэкономразвития. К тому же РЖД хоть и обещает вернуть деньги в течение 10 лет, но не объясняет каким образом, пишет министерство.

Утвержденная правительством инвестпрограмма РЖД на 2011 г. – 349 млрд руб., на 2012 г. – 358 млрд. И РЖД способна профинансировать свою инвестпрограмму без господдержки, при необходимости используя заемный капитал, пишет Минэкономразвития, так, в этом году РЖД разместила 20-летние евробонды на 650 млн фунтов стерлингов. РЖД планирует привлечь до 2015 г. дополнительно до 700 млрд руб., говорил ее президент Владимир Якунин.

Совокупный долг компании – более 400 млрд руб. с учетом «дочек», а соотношение долга и EBITDA – около единицы, говорит аналитик «ВТБ капитала» Михаил Галкин. У компании есть пространство для увеличения долговой нагрузки, но вряд ли на 400 млрд руб., рассуждает Галкин. Многое зависит от тарифной политики в ближайшие пять лет, добавляет он.

РЖД уже просила у государства субсидию в 40 млрд руб. при индексации тарифов на грузовые перевозки на 7,4%, но ответа пока не получила. Без субсидий при новом варианте повышения тарифов (на 15% для «Газпрома» и на уровне инфляции для других естественных монополий) чистый убыток компании в 2012 г. может составить 80 млрд руб., предупредил на этой неделе замначальника департамента корпоративных финансов компании Александр Романов.

РЖД нужны деньги, особенно если рост тарифа будет ограничен инфляцией, считает партнер ФБК Игорь Николаев. Но если государство займет специально для РЖД, это станет прецедентом, уверен Николаев: тогда и другие компании начнут просить правительство взять в долг ради них.