Федеральный арбитраж не нашел нарушений в программе "Малина"

Налоговикам не удалось доказать, что управляющая компания программы "Малина" - OOO «Лоялти Партнерс Восток» - недоплатила 114 млн руб. налогов
ИТАР-ТАСС

Федеральный арбитражный суд Московского округа на прошлой неделе рассмотрел кассационную жалобу управляющей компании системы лояльности «Малина» - ООО «Лоялти партнерс восток» - и встал на ее сторону. Cуд отказал 22-й ИФНС во взыскании с компании 114 млн руб. налога на прибыль (с пенями и штрафами). Копия постановления есть у «Ведомостей».

Система лояльности «Малина» запущена в апреле 2006 г. по аналогии с британским союзом торговых сетей Nectar. Сегодня она объединяет более 800 точек продаж. В программе участвуют банки «Русский стандарт» и «Райффайзен», сайт iGlobe, мобильный оператор «Билайн», рестораны «Росинтер» (IL Patio, «Планета Суши» и др.), кинотеатры сети «Формула Кино» и прочие. Суть программы в том, что потребитель, оплачивая товары и услуги у компаний-партнеров, участвующих в программе, накапливает поощрительные баллы, которые суммируются на карте участника. Накопленные баллы можно использовать для оплаты товаров и услуг, выбранных по каталогу или у партнеров программы. Разработкой концепции и координацией взаимодействия участников и партнеров «Малины» занимается «Лоялти партнерс восток». По данным компании, за все время выпущено более 1 млн карт «Малина».

В 2009 г. 22-я ИФНС проводила проверку деятельности «Малины» за 2006-2008 гг., говорит сотрудник налоговых органов. За эти годы «Лоялти партнерс восток» декларировала убыток по результатам хозяйственной деятельности - всего около 700 млн руб. В 2010 г. по результатам проверки был вынесен акт, рассказывает он, согласно которому убыток компании был перекрыт и ей доначислили налог на прибыль в 114 млн руб. (с пенями и штрафами).

Московский арбитраж в требовании о признании решения 22-й ИФНС недействительным отказал. Весной 2011 г. компания привлекла в качестве третьих лиц партнеров программы ООО «Росинтер Ресторантс», ОАО «Вымпел-Коммуникации», ЗАО «Петрол Комплекс Эквипмент Кампани» и направила апелляционную жалобу в Девятый арбитражный суд. Суд снова признал действия налоговиков правомерными.

В материалах дела описано, каким образом работала программа: потребители (физлица, участники программы «Малина») получают поощрение при совершении покупок в компаниях-участниках в виде скидки. Эта скидка конвертируется в предоплату на приобретение поощрительного товара у «Лоялти Партнерс восток». Ритейлеров и оператора системы «Малина» объединяет агентский договор, где «Лоялти Партнерс восток» является принципиалом, а ритейлеры его агентами, которые за вознаграждение в $1 500 ежеквартально перечисляют принципиалу все предоплаты за поощрительные призы, сделанные физлицами (участниками программы). В материалах дела указано, что доход программы «Малина» за первые три года работы превысил 1 млрд руб.

«Лоялти Партнерс восток» эти суммы в свою выручку в годы, которых касалась проверка, не включала, а значит, не платила и налог на прибыль. Отражать их в выручке «Лоялти партнерс восток» планировала, как следует из материалов дела, только через 3 года: в течение этого срока с момента получения баллов участник программы может обратиться за поощрительным товаром или отказаться от его получения. ФНС же эти суммы трактовала как доход «Лоялти партнерс восток» от оказания маркетинговых услуг, а не как предоплату. Стоимость товара или услуги, которую физлица покупали у участников программы, была одинаковой как при предъявлении карты, так и без нее, указывала налоговая. А денежные средства, перечисляемые компаниями-ритейлерами, фактически являются платой за оказание услуг по привлечению клиентов, которая подлежит налогообложению. «По гражданскому кодексу у человека есть право вернуть предоплату в любой момент, но договор «Малины» такой возможности не дает», – говорит сотрудник налоговых органов.

Налоговики постарались переквалифицировать отношения между «Малиной», партнерами и клиентом, исключив последнего и представив отношения «Малины» с партнерами как маркетинговые услуги, говорит партнер компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов. Идея с переквалификацией была ошибкой, считает он: по сути, переводимые деньги – это деньги клиента, о чем указано в чеке. «Согласно договору между «Малиной» и держателем карты, клиент заранее согласен с тем, что его скидка будет перечислена на счет «Лоялти партнерс восток» и он не будет получать скидку наличными», – объясняет юрист. А вот для потребителя проигрыш налоговиков плох, считает он: если бы они выиграли, то владельцы карт «Малина» смогли бы потребовать обналичить свои скидки.

Представитель налоговой сообщил, что обжалует решение ФАС МО в Высшем арбитражном суде. Шаповалов считает, что ВАС скорее всего не будет рассматривать дело, потому что это прецедент: «задача ВАС создавать единообразную судебную практику - дело единственное, а соответственно - единообразное».