Тема дня: Переговоры Путина и Трампа в Хельсинки
«Наши отношения никогда не были хуже». Главные заявления Путина и Трампа
11 материалов по теме
Статья опубликована в № 2931 от 05.09.2011 под заголовком: РЖД не везет

"Мечел" не может вывезти продукции на $660 млн

Грузоотправители просят РЖД принять срочные меры, чтобы решить проблему невывоза грузов. Компания отвечает, что ей не хватает средств на расширение инфраструктуры
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Ю. Петряев

В России все острее встает проблема невывоза грузов. Так, «Мечел» не может вывезти продукцию на несколько сотен миллионов долларов, сообщил старший вице-президент компании Мухаммед Циканов: речь идет о 2 млн т угля стоимостью около $600 млн и порядка 140 000 т железорудного концентрата на $60 млн. Сейчас из всех заявок на перевозку, подаваемых «Мечелом», удовлетворяются около 60%, сообщил Циканов. Чтобы справиться с проблемой, он предложил президенту РЖД Владимиру Якунину распределять квоту на перевозки грузов на аукционах: «У кого деньги есть – тот и везет».

Проблемы существуют и у других грузоотправителей, подтверждают опрошенные «Ведомостями» сотрудники металлургических, угольных и химических компаний. По факту грузоотправители и так участвуют в аукционе: ведь у РЖД нет вагонов, и предприятия вынуждены обращаться в частные компании, а также к «дочкам» РЖД – Первой и Второй грузовым компаниям, которые устанавливают более высокие тарифы на перевозку, чем утвержденный государством прейскурант 10-01, отмечает сотрудник металлургической компании. Но это не решает проблему управления парком: в одних регионах складывается дефицит порожних вагонов, а в других – их избыток, из-за того что их собственники не хотят платить за порожний пробег, а в итоге РЖД не может выполнить все заявки, отмечает сотрудник производителя минудобрений. Проблема – в плохом управлении парком со стороны РЖД, продолжает он, предлагая вновь вернуть компании весь инвентарный парк.

РЖД действительно не справляется с планами, признал Якунин: погрузка в 2011 г. вырастет на 3–3,3%, сообщил он, хотя еще весной прогнозировался рост на 5%. Отчасти это связано с проблемой растущего порожнего пробега из-за несогласованности действий РЖД и частных операторов, отметил он. Однако введение предложенного «Мечелом» механизма невозможно, ответил Якунин: ведь РЖД по закону является публичным перевозчиком, а значит, обязана принимать к перевозке «все, что дают».

Из-за недофинансирования инвестпрограммы мощности инфраструктуры исчерпываются, на расшивку узких мест денег не хватает, объяснил сотрудник РЖД. На 2011–2015 гг. монополия просит из бюджета 404,4 млрд руб., иначе к 2015 г. невывезенными будут оставаться 15,4%, или 230,8 млн т грузов. Минэкономразвития в ответ предлагает РЖД предоставить конкретные проекты, обратиться за деньгами в банки и тоже указывает на плохое управление парком вагонов.

Проблема невывоза грузов становится критичной и предлагаемые грузоотправителями варианты – это фактически крик отчаяния, констатирует заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Олег Трудов. Но эти варианты нереалистичны – это относится и к предложению «Мечела», и к организуемой РЖД работе по управлению вагонным парком по агентской схеме – ведь она не учитывает разную стоимость вагонов у разных операторов, отмечает он. Идеально наладить управление вагонами можно, вновь обезличив их в едином парке, как во времена МПС, однако возвратиться к этой модели невозможно, не ущемив интересы операторов, резюмирует эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more