Metro предложит франшизу для мини-магазинов

Сеть мелкооптовых гипермаркетов Metro Cash & Carry создаст несколько маленьких магазинов под отдельным брендом, чтобы предлагать франшизу этого формата владельцам мини-магазинов
ИТАР-ТАСС

ООО «Метро кэш энд керри»

Управляет 58 гипермаркетами, четвертый по выручке ритейлер в России. Акционеры: Metro Group AG – 100%. Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка – 132,5 млрд руб., прибыль – 9,2 млрд руб.

Германский ритейлер Metro Cash & Carry, управляющий в России 58 мелкооптовыми гипермаркетами, в начале 2012 г. откроет 2–3 маленьких (40–100 кв. м) продовольственных магазина в формате «у дома» под новым, не связанным с названием Metro брендом, рассказал гендиректор Metro Cash & Carry в России Йерун де Гроот. Цель этого проекта, по его словам, – не выход в новый сегмент, а создание «витрины» для нового проекта сети, франчайзинга для владельцев похожих мини-магазинов шаговой доступности площадью до 100 кв. м и дневной выручкой 20 000–100 000 руб.

«Независимой малой торговле, для того чтобы конкурировать с крупными сетевыми игроками, зачастую не хватает бренда и экспертизы в маркетинге – рациональном оформлении торгового зала, грамотной выкладке продуктов и подобранном ассортименте. Того, что позволяет увеличить продажи. Эту экспертизу мы и будем предлагать», – объяснила представитель Metro Оксана Токарева.

Схема, которую предложит Metro, не подразумевает выплату роялти за использование бренда или обязательную закупку товаров в Metro. Франчайзи должны соблюдать торговые стандарты формата: выкладку, оформление, добавил де Гроот. Инвестиции в полную модернизацию магазина по стандартам Metro составят от 200 000 до 2 млн руб., компания помогает бизнесменам привлекать кредиты и лизинг, сказал руководитель «Школы торговли» Metro (обучение малых предпринимателей современным стандартам) Павел Василевский.

Metro надеется вернуть деньги, вложенные в разработку бренда (он, по словам де Гроота, будет готов к концу года) и базовых решений для магазинов, за счет роста закупок франчайзи в ее гипермаркетах. «Внедрение современных стандартов торговли в маленьких магазинах ведет к росту их продаж и, как следствие, к росту закупок [у нас]», – говорит гендиректор Metro. По его словам, клиенты сети, посещавшие «Школу торговли», в прошлом году увеличили закупки в Metro на 130%. Сейчас разные магазины (смешанные и специализированные, киоски, магазины на АЗС) составляют 16% клиентов Metro и приносят сети 25% выручки.

Сразу после модернизации по рецепту Metro оборот магазина «Яна» в Санкт-Петербурге вырос на 30%, рассказывает его владелица Татьяна Житенева. Франчайзинг может быть интересен, но его условия пока непонятны, говорит она.

Такая схема франчайзинга – без выплаты роялти и обязательств по закупкам, но с предоставлением маркетингового решения – может привлечь малых предпринимателей, считает руководитель департамента франчайзинга Deloshop (поиск франшиз) Сергей Некучаев. Но без должного контроля за исполнением требований к оформлению и обслуживанию Metro может столкнуться с проблемой неоднородности франчайзинговых точек, полагает он: если некоторые из них будут мрачными и бедными, «это может нивелировать ценность бренда».