Инспекторы Еврокомиссии попытались проникнуть в сокровенные тайны «Газпрома»

Еврокомиссия решила заняться «Газпромом» и его европейскими клиентами: в газовых компаниях 10 стран ЕС прошли двухдневные рейды с проверкой документов и контрактов. Кто под подозрением, не раскрывается. Но эксперты уверены: главная цель рейдов – «Газпром»
EPA/ ИТАР-ТАСС

«Газпром»

Монополист по экспорту газа из России. Основной владелец – государство (более 50%). Выручка (МСФО, 2010 г.) – 3,6 трлн руб., в том числе свыше 1 трлн – от поставок газа в Европу. Прибыль головной компании – 967 млрд руб.

Неожиданные инспекции» – так Еврокомиссия назвала рейды в газовых компаниях в рамках антимонопольного расследования, которые начались во вторник, 27 сентября (хотя СМИ использовали более привычное слово «обыски»). Вчера инспекции продолжались, будут ли завтра – пока не ясно, сообщил «Ведомостям» представитель Еврокомиссии: по законам ЕС никаких дедлайнов нет, расследование будет идти, пока не закончится. Что стало формальным поводом для проверок, кого проверяли – не раскрывается. Это секретная информация, говорит собеседник «Ведомостей».

Еврокомиссия лишь сообщила, что проверки проводятся в 10 странах – членах ЕС, в основном в Центральной и Восточной Европе, главный фокус – на производителях и поставщиках газа. Комиссия подозревает «ограничительное поведение, такое как раздел рынка, препятствия доступа к сети, препятствия диверсификации поставок, а также возможное эксплуататорское поведение, например завышенные цены». Расследуется не только притеснение потребителей, но и возможное нарушение прав поставщиков. И ни одна проверка не доказывает, что какая-то компания уже признана нарушителем, подчеркивается в заявлении. «Мы в самом начале расследования», – отмечает представитель Еврокомиссии.

Похожие проверки уже были – в 2007–2010 гг., но в странах Западной Европы. А в этом регионе у «Газпрома» далеко не доминирующее положение, чего не скажешь о центральной и восточной частях ЕС (см. таблицу).

Цель – «Газпром»?

«То, что главная цель этого расследования – «Газпром», совершенно очевидно, – уверен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. – Это закономерно и неудивительно. Удивительно, что Еврокомиссия только сейчас добралась до российского монополиста, ведь газовые концерны Европы давно проверены и оштрафованы».

Известно, что обыски были в местных офисах как минимум 12 компаний: немецких E.On Ruhrgas и RWE, австрийской OMV, польской PGNiG, словацкой SPP, болгарских «Булгаргаз», «Булгартрансгаз» и Overgas, литовской Lietuvos Dujos, эстонской Еesti Gaas («Газпром» – совладелец трех последних игроков) и подконтрольных концерну немецкой Gazprom Germania и чешской Vemex.

В Vemex проверяли данные по закупкам газа (поставщик – «Газпром»), снималась информация с компьютеров, говорит менеджер компании. Приходили во вторник, вчера – нет: в Чехии был праздник. Но сегодня снова должны прийти – видимо, предстоит еще проверить данные по продажам компании в Чехии, добавляет собеседник «Ведомостей». У коллег в Таллине то же самое, знает он, но все спокойны: «В группе «Газпром» никаких нарушений нет». В Lietuvos Dujos тоже снимали данные с компьютеров, искали документы, которые доказывали бы нарушение законов, заявила «РИА Новости» пресс-секретарь литовской компании Сигита Пятриконите-Юркунене.

И лишь пресс-секретарь чешского отделения RWE Мартин Чалупский заявил AFP: расследование связано с возможным злоупотреблением доминирующим положением со стороны «Газпрома».

«Несмертельные» штрафы

Даже если Еврокомиссия найдет и докажет нарушения со стороны «Газпрома», максимум, что ему грозит, – это оборотный штраф, причем явно «несмертельный», отмечает источник, близкий к «Газпрому». То же самое заявил и источник Reuters в концерне, добавив, что на текущей и будущей деятельности «Газпрома» это никак не отразится. Да и ЕС потребуются годы, чтобы проанализировать проверки и прийти к какому-то решению.

Оборотные штрафы в Евросоюзе – это 10% годовой выручки от конкретного продукта в конкретной стране, где были антимонопольные нарушения, отмечает партнер «Нерр» Илья Рачков. А если нарушения были несколько лет, то до 30% выручки, добавляет он. Максимум, который известен на газовом рынке ЕС, – штрафы Еврокомиссии для E.On и французской GdF в 2009 г.: по 553 млн евро на каждую за сговор на германском и французском рынках, напоминает Корчемкин. В 2010 г. выручка «Газпрома» от поставок газа в 10 стран – членов ЕС в Центральной и Восточной Европе составила примерно $13,6 млрд, подсчитал Корчемкин. Получается, максимальный штраф за один год нарушений во всем регионе может достичь $1,4 млрд, а за несколько лет – максимум $4,1 млрд. Это «действительно несмертельно для «Газпрома», признает Корчемкин, кроме того, опыт европейских концернов показывает, что можно обойтись и без штрафов, ограничившись поведенческими условиями.

«Газпром» уверен, что никаких нарушений у него нет: компания «не была проинформирована о наличии каких-либо претензий», говорится в ее заявлении, концерн «окажет всю необходимую и находящуюся в рамках требований законодательства поддержку для проведения инспекций», хотя и оставляет за собой «все свои права». На соблюдение интересов и прав «Газпрома» рассчитывает и Россия, заявило вчера Минэнерго.