По кредиту НМТП на покупку Приморского торгового порта прозвенел margin call

В августе из-за падения котировок НМТП у Сбербанка возникло право досрочно требовать кредит на $1,95 млрд, по которому заложены 50,1% акций порта. Банк этим правом не воспользовался
Новороссийский морской торговый порт/ ИТАР-ТАСС/ Сергей Петров

Кредит на семь лет Новороссийский морской торговый порт (НМТП) получил в Сбербанке 21 января – на выкуп у «Суммы» Зиявудина Магомедова и «Транснефти» Приморского торгового порта (ПТП; а «Сумма» и «Транснефть» купили 50,1% НМТП у Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько), сообщил НМТП в отчете по МСФО за первое полугодие 2011 г. В августе рыночная цена акций НМТП была ниже установленной в кредитном договоре (какой именно – портовая компания не сообщает), и у банка появилось право требовать досрочного погашения.

Новороссийский морской торговый порт

Крупнейшая в России стивидорная компания. акционеры – Omirico Ltd (50,1%, в равных долях принадлежит группе «Сумма» и «Транснефти»), Росимущество (20%), РЖД (5%). капитализация – 54,7 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.): Выручка – $494,1 млн, Чистая прибыль – $308 млн.

Залогом по этому кредиту служили 50,1% НМТП, купленные «Суммой» и «Транснефтью». Банк отказался от права досрочного погашения, пишет НМТП в отчете.

В августе акция НМТП стоила 2,49–3,11 руб., на 28,5–42,8% ниже, чем 21 января. Грузооборот НМТП в январе – августе 2011 г. сократился на 1,4% до 103,6 млн т, отмечает аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов.

Представители Сбербанка и «Транснефти» от комментариев отказались. Представитель НМТП сказал лишь, что никаких дополнительных гарантий Сбербанк не просил. Согласно договору банк не мог автоматически потребовать акции, отметил представитель «Суммы». Сбербанк по просьбе НМТП увеличил интервал снижения стоимости акций с 30% от цены, определенной в договоре, до 50%, отметил он.

В последний раз подобная возможность у банка возникала три года назад, в кризис: из-за резкого падения котировок в октябре 2008 г. кредиторы, в основном иностранные, просили, например, у UC Rusal вернуть $4,5 млрд, взятых на покупку 25% «Норильского никеля» (пакет служил залогом по кредиту). Тогда же Deutsche Bank требовал $1,5 млрд у Altimo (залог – 44% «Вымпелкома»), а синдикат западных банков – $800 млн у Evraz Group (в залоге были 100% Evraz Inc. NA Canada).

Всех их спас Внешэкономбанк: государство выдало ему $50 млрд, часть денег пошла на рефинансирование.

Часть активов по margin call российские бизнесмены все-таки потеряли: Олегу Дерипаске пришлось отдать 20% производителя автокомпонентов Magna и 10% строительной компании Hochtief.

Три года назад margin calls возникали по кредитам, которые офшоры российских бизнесменов брали на покупку каких-то активов, и при падении стоимости залога кредиторы требовали долги, вспоминает аналитик «ВТБ капитала» Михаил Галкин. Но в случае с НМТП нарушены ковенанты по кредиту операционной компании – клиента банка-кредитора, а в таком случае кредиторы лояльны и не склонны требовать досрочного погашения, считает он.