Статья опубликована в № 2956 от 10.10.2011 под заголовком: Якунин борется за контейнеры

Владимир Якунин не хочет расстаться с блокпакетом «Трансконтейнера»

Хотя Минэконом-развития рекомендовало правительству продать все принадлежащие РЖД акции «Трансконтейнера», президент монополии Владимир Якунин просит первого вице-премьера Игоря Шувалова вмешаться и одобрить продажу только блокирующего пакета
ИТАР-ТАСС
«Трансконтейнер»

Крупнейший контейнерный оператор России. Акционеры – РЖД (50% плюс 2 акции), Fesco (12,5%), ЕБРР (9,3%), BlackRock (4,5%). Капитализация – $1,18 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.): выручка – 13,8 млрд руб., чистая прибыль – 1,4 млрд руб.

Письмо Шувалову (копия есть у «Ведомостей») Якунин отправил 4 октября. Президент РЖД напоминает, что компания намерена реализовать «трансгосударственный проект» развития транзитных контейнерных перевозок, что позволит увеличить их объем на 1 млн TEU в год к 2020 г. (до 2,1 млн TEU), а РЖД – только в 2012–2015 гг. получить дополнительно 12 млрд руб. доходов. Для реализации этого плана необходима четко регламентированная система корпоративных отношений между РЖД и «Трансконтейнером», как крупнейшим контейнерным железнодорожным оператором, пишет Якунин. А представители частных компаний на состоявшемся в конце сентября заседании в Минэкономразвития, хоть и выразили готовность купить контрольный пакет оператора, «заинтересованности в развитии совместно с РЖД транзитного потенциала России не подтвердили», утверждает президент РЖД. Поэтому необходимо продавать не все принадлежащие железнодорожной монополии 50% плюс 2 акции «Трансконтейнера», как следует из проекта распоряжения правительства, подготовленного Минэкономразвития, а оставить в собственности РЖД как минимум блокирующий пакет на среднесрочную перспективу, указывает он.

Представитель РЖД существование письма подтвердил, но комментировать его содержание не стал. Представитель Шувалова от комментариев отказался.

На совещании в Минэкономразвития присутствовали представители четырех инвесторов – Fesco Сергея Генералова, Globaltrans, UCLH Владимира Лисина и группы «Сумма» Зиявудина Магомедова. Три последних заявили об интересе лишь к контрольному пакету «Трансконтейнера», Fesco же готова купить и блокирующую долю, говорится в протоколе совещания (копия есть у «Ведомостей»). В отличие от остальных претендентов Fesco уже владеет 12,5% акций «Трансконтейнера», которые купила в прошлом ноябре на IPO. Так что компании Генералова достаточно будет докупить 25%, чтобы эффективно участвовать в управлении оператором, указывает гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. Выходит, Якунин лоббирует в первую очередь интересы Fesco, отмечает он.

Fesco практически сразу после IPO «Трансконтейнера» объявила, что намерена довести свой пакет в этой компании до контрольного. «Вряд ли кто-то другой способен построить такую же стратегию, как у нас, именно в контейнерной отрасли», – объяснял Генералов, отмечая, что Fesco будет готова заплатить за актив больше конкурентов. Вице-президент Fesco Станислав Вартанян заявил «Ведомостям», что его компания готова купить как блокирующий, так и контрольный пакет оператора, а причины появления письма Якунина комментировать не стал. У РЖД и раньше была позиция продавать только блокпакет, напоминает он. А вот фраза Якунина о том, что частные инвесторы не подтвердили заинтересованности в развитии транзитного потенциала, Вартаняна удивила: «Fesco к этому готова».

«Транзитный потенциал России используется не в полной мере, и мы полностью поддерживаем совместные усилия по его дальнейшему развитию», – передал через пресс-службу первый вице-президент «Суммы» Александр Винoкурoв. Представители UCLH и Globaltrans от комментариев отказались.

И Минтранс, и Минэкономразвития, и практически все инвесторы заинтересованы в продаже РЖД именно контрольного пакета «Трансконтейнера»: это позволит инвесторам получить эффективный контроль в компании, а РЖД – больше денег, так как конкуренция за актив будет выше; а блокпакет интересен лишь Fesco, отметил чиновник, участвующий в обсуждении вопроса. Непонятно, как РЖД сможет эффективно участвовать в развитии «Трансконтейнера» с блокпакетом, если не добилась особых успехов и владея 100% акций оператора, удивляется он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать