«Транснефть» купит себе право вето в Усть-Луге

«Транснефть» приобретет у Геннадия Тимченко долю в Невской трубопроводной компании – владелице нефтеналивной инфраструктуры в порту Усть-Луга
Е.Кузьмина

Договориться о партнерстве не получилось, и «Транснефть» решила строить терминал самостоятельно. Но денег хватило только на сооружение нефтебазы (резервуарного парка), рассказывает человек, близкий к монополии. Приоритетом в тот момент было строительство БТС-2, трубопровода Пурпе – Самотлор и второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, а договоренности с Китаем о кредите еще не были достигнуты, объясняет собеседник «Ведомостей». Возведение нефтеперевалочной инфраструктуры взяла на себя компания «Роснефтьбункер» (входит в группу Gunvor). В 2011 г. все объекты (два причала, нефтеналивное оборудование и технологические трубопроводы от нефтебазы до причалов) планировалось передать НТК, говорится в отчете «Роснефтьбункера» за 2010 г.

Управляющий активами БКС Николай Солабуто оценивает эти активы в $250–300 млн, а долю «Транснефти» – в $65–78 млн.

Геннадий Тимченко продает «Транснефти» 26% Невской трубопроводной компании (НТК), рассказали «Ведомостям» два человека, близких к обеим сторонам сделки. Владельцем доли в НТК станет одна из структур монополии, продавцом – кипрский офшор Capefar Ltd. (входит в группу Gunvor). Сумму сделки собеседники «Ведомостей» не раскрыли. Один из них сообщил, что соглашение может быть подписано в ближайшие дни.

Представители «Транснефти» и Gunvor от комментариев отказались.

Доля в НТК – не первый актив в Усть-Луге, выкупленный «Транснефтью» у структур Тимченко. В августе 2009 г. монополия стала владельцем Усть-Лужского бункеровочного комплекса. Главным активом компании было право долгосрочной аренды участка в порту и разрешение на строительство там нефтеналивного терминала – конечной точки второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).

«Транснефть» не один год стремилась взять под контроль перевалку нефти в Усть-Луге и рассчитывала получить долю в будущем нефтеналивном терминале Тимченко. В 2009 г. вице-премьер Игорь Сечин говорил, что монополия «войдет в порт и будет на терминале с контрольным пакетом». Позднее президент «Транснефти» Николай Токарев признавал, что эти ожидания оказались завышены (цитата по «Интерфаксу»): «51% мы там вряд ли получим, а вот 25% – возможно».

Контрольного пакета «Транснефти» получить не удалось, но он не принципиален, утверждает один из собеседников «Ведомостей»: по соглашению сторон у монополии будет право вето на все ключевые управленческие решения, включая продажу активов. Главное – не участие в прибыли, а контроль над перевалкой, уверен он.

Первый танкер на своем терминале «Транснефть» рассчитывает загрузить уже 30 ноября, говорил недавно Токарев. А в конце 2012 г. заработает первая очередь терминала (мощность – 30 млн т в год). На проектный уровень (38 млн т в год) планируется выйти к концу 2013 г.