Бывшие владельцы «Трансгаранта» не стали мудрить с новым бизнесом

Бывшие владельцы «Трансгаранта» за пять лет после продажи компании Сергею Генералову создали нового железнодорожного оператора – Rail Garant. По размеру парка он более чем вдвое превосходит «Трансгарант»

На конец III квартала вагонный парк группы Rail Garant, созданной бывшими совладельцами «Трансгаранта» Сергеем Смысловым и Сергеем Гущиным, составил 33 000 вагонов, рассказал «Ведомостям» представитель оператора. Основа подвижного состава компании – полувагоны, группа управляет 20 000 вагонов этого типа, а их число с начала года выросло в 2,7 раза, всего же парк Rail Garant с начала года увеличился в 1,5 раза.

Rail Garant может стоить $400–600 млн, подсчитал аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов.

В 2004 г. Смыслов и Гущин продали 50% «Трансгаранта» «Северстальтрансу» (позже переименован в «Н-транс»). В 2006 г. этот пакет купил Сергей Генералов, а Смыслов и Гущин оставшиеся 50% «Трансгаранта» обменяли на 12% группы Fesco. Парк «Трансгаранта» тогда превышал 13 000 вагонов, он входил в топ-5 крупнейших частных железнодорожных операторов. Предприниматели возглавили железнодорожный дивизион Fesco. Но с согласия Генералова начали развивать собственный бизнес на базе принадлежавших им операторов трубовозов и танк-контейнеровозов. В 2009 г. они были консолидированы в Rail Garant. В конце 2008 г. основатели «Трансгаранта» продали долю в Fesco, уволились из компании и сосредоточились на развитии нового оператора. Никаких претензий у Fesco и ее акционеров к основателям Rail Garant нет, подтверждает старший вице-президент «Промышленных инвесторов» (компания Генералова, основной акционер Fesco) Кирилл Рубинский.

Основные акционеры Rail Garant – Смыслов и Гущин, небольшие пакеты есть у ключевых менеджеров, рассказал представитель компании.

С 2009 г. оператор начал перевозки в полувагонах, которые стали основой бизнеса новой компании. Rail Garant увеличивала парк в основном за счет покупки и лизинга новых вагонов, рассказал гендиректор компании Роман Котенко. Парк привлекался под длинные контракты с крупными и средними клиентами – на них приходится около 80% всех перевозок, подчеркнул он.

Кроме того, Rail Garant занимается и специализированными перевозками в цистернах, крытых вагонах, цементовозах и на платформах, отметил Котенко.

В ближайшие 3–5 лет Rail Garant планирует довести парк до 50 000–100 000 вагонов и закрепиться в пятерке лидеров рынка, рассказывает топ-менеджер. Основой бизнеса, как и сейчас, останутся перевозки в полувагонах, при этом будут развиваться и специализированные перевозки. Но в зависимости от конъюнктуры какие-то бизнесы могут быть проданы, а Rail Garant может войти в новые для себя сегменты, такие как морские порты и сухопутные грузовые терминалы, говорит он. По достижении этих целей компания не исключает проведения IPO, отметил представитель компании.

С начала 2009 г., когда объемы железнодорожных перевозок рухнули более чем на 30%, рынок быстро восстанавливался. Поэтому новому оператору было достаточно просто набрать клиентуру, особенно с учетом того, что у основателей компании давно наработаны связи с крупными клиентами, говорит сотрудник конкурирующего оператора. Но львиная доля парка Rail Garant – это арендованные и взятые в лизинг вагоны и с падением рынка и парк, и, соответственно, объем бизнеса оператора могут сократиться так же быстро, как росли до этого, отмечает он.

По данным агентства «Infoline-аналитика», не менее четверти подвижного состава Rail Garant действительно взято в лизинг у «ВТБ лизинга». Но из оставшегося заметная доля парка находится в собственности, указывает гендиректор агентства Михаил Бурмистров. В полувагонах оператор возит в основном уголь, вывезти который в последнее время сложно из-за сложившегося дефицита подвижного состава, и любой оператор, который может найти вагоны, получает в лице угольщиков клиента – это стало основным драйвером роста Rail Garant в последнее время.