«Северный поток» заработал

Вчера был запущен самый длинный в мире морской газопровод – «Северный поток». Украине это грозит снижением транзита российского газа на 30%. Запуск трубы также даст козырь на переговорах с Европой о целесообразности разделения добычи и транспортировки газа, надеются в «Газпроме»
А.Махонин

Российский газ впервые будет поступать в страны Евросоюза напрямую» – это заявление президента Дмитрия Медведева можно считать лейтмотивом вчерашней церемонии запуска газопровода «Северный поток», который соединил Россию и Германию по дну Балтийского моря. Президент заметил, что цели у проекта совсем не политические, а «абсолютно прагматические или экономические, если хотите»: «Северный поток» должен прежде всего удовлетворять растущий спрос Европы на газ. «Мы рассчитываем на то, что экономика Евросоюза сможет преодолеть все трудности текущего момента, выйдет на уверенный рост и тогда, по оценкам экспертов, ежегодные дополнительные потребности наших европейских друзей в газе к 2020 г. могут увеличиться до весьма значительных величин <...>, до 200 млрд куб. м», – добавил президент. Однако менеджеры «Газпрома» признают, что главная цель «Северного потока» – снизить транзитные риски «Газпрома» на Украине и получить лишний козырь в переговорах с соседями.

Цена независимости

Украина – крупнейший транзитер российского газа в Европу. А та еще не забыла конфликт Москвы и Киева в январе 2009 г., в результате которого сразу несколько стран ЕС на две недели остались без российского топлива.

План «Газпрома» по прокачке через Украину в этом году – 102,7 млрд куб. м, из них свыше 99 млрд – в Европу. А это более 60% от плановых поставок концерна в страны дальнего зарубежья.

Проектная мощность «Северного потока» – 55 млрд куб. м в год. Вчера была официально запущена первая нитка газопровода – на половину этой мощности. На первом этапе прокачка по ней составит 8–9 млрд куб. м в пересчете на год. А проектные 27,5 млрд будут достигнуты в 2012 г., сообщил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. Сколько из этих объемов составит «новый» газ (тот, что будет поставляться в Европу дополнительно к нынешним объемам), а сколько топлива переместится из украинской системы, он уточнять не стал: цифры станут понятны к концу будущего года. Но то, что коснется это именно Украины, Александр Медведев признал: сокращать поставку через второго по величине транзитера, Белоруссию, «Газпром» не предполагает. Белорусский газопровод Ямал – Европа «будет загружен на полную проектную мощность, снижения поставок по Ямал – Европа не предполагается ни технологически, ни коммерчески», заявил топ-менеджер. В детали он вдаваться не стал.

Но все и так понятно, констатирует директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: «Газпром» владеет белорусским участком Ямал – Европа, у него 50% «Белтрансгаза», которому принадлежат остальные газопроводы страны, «Газпром» готовится купить и оставшиеся 50% этой компании, плюс Белоруссия – участник Таможенного союза, а Украина, хотя ей и предлагали, пока от этого отказывается.

«Северный поток» – путь в обход Украины, зачитывали вчера друг другу заголовки иностранных агентств немецкие гости церемонии. И тут же добавляли: интересно почитать украинские новости.

Снижение транзита российского газа через ГТС Украины может достигнуть 30%, считает бывший полномочный представитель президента Украины по международным вопросам и энергетической безопасности Богдан Соколовский. Ведь до запуска Штокмана наполнять новую трубу «Газпром» будет за счет перераспределения потоков с действующих месторождений. Запуск Nord Stream – политический успех России, резюмирует Соколовский: «Для «Газпрома» это хороший козырь в переговорах с Киевом о продаже газотранспортной системы».

Насколько дороже будет прокачка по «Северному потоку», владельцы газопровода не раскрывают. Как и то, когда окупится их проект.

Аргумент для Европы

С запуском «Северного потока» у Москвы появился аргумент в переговорах не только с Киевом, но и с Брюсселем: «Газпром» много лет спорит с Еврокомиссией по так называемому Третьему энергопакету, который требует разделения бизнеса по поставке и транспортировке газа («Северный поток» – исключение, но пока единственное для российского концерна). На вчерашней церемонии канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера сделать более понятной энергетическую политику Евросоюза для его партнеров. Александр Медведев не без удовольствия отметил потом, что «такими словами не бросаются». Как это воспринял Эттингер, вчера выяснить не удалось. А на церемонии запуска «Северного потока» он сделал довольно противоречивое заявление: с одной стороны, еврокомиссар признал, что с транзитными системами Украины и Белоруссии есть проблемы, там не все благополучно (т. е. новые газопроводы из России нужны), плюс «Россия является важнейшим поставщиком газа в ЕС», а с другой – напомнил, что стратегическая цель Европы – диверсифицировать поставки газа.