Статья опубликована в № 2993 от 01.12.2011 под заголовком: Крылатый и полосатый

Нефтяники вложатся в беспилотные самолеты с отстегивающимися крыльями

Нефтяные компании инвестируют в разработку и приобретение беспилотных летательных аппаратов. Они способны инспектировать месторождения, если только военные не примут их за вражеский объект
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
А.Зуева

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Вчера представители сразу двух компаний — ТНК-BP и «ЧТПЗ-Римеры» — анонсировали планы по созданию собственных беспилотных летательных аппаратов. Оба проекта предназначены для инспекции нефтяных месторождений и трубопроводов. Эта техника должна заменить вертолеты, добавляют представители ТНК-BP и «ЧТПЗ-Римеры».

Представитель ТНК-BP уточнил, что компания хочет через два года иметь шесть беспилотников для контроля на Самотлорском месторождении. Уже начаты опытно-производственные испытания аппаратов, сконструированных в Центре космических исследований в Королеве. Стоимость проекта компания не раскрывает, но считает ее адекватной с учетом грядущей экономии от применения такой техники.

Беспилотник нефтесервисного подразделения «ЧТПЗ-Римеры» (его рабочее название — Chelpiper 75) тоже предназначен для наблюдения за месторождениями и трубопроводами клиентов компании. Он способен летать более 3 часов и в радиусе 75 км. У аппарата не только «фирменный полосатый дизайн», но еще и отстегиваются крылья, гордится представитель компании. Комплекс оборудования — станция и два беспилотника — обойдется клиентам в $3-4 млн, а летный час — в 5000 руб. «ЧТПЗ-Римера» надеется продать 10 таких станций уже в 2012 г. По словам ее представителя, беспилотниками уже заинтересовалась «Роснефть». Начальник управления эксплуатации трубопроводов «Роснефти» Андрей Родомакин подтвердил предварительный интерес к аппаратам. Сотрудник другой крупной нефтяной компании говорит, что и ей такой проект может быть интересен: «Если сравнивать расценки на такие же работы на вертолете Ми-8, то час беспилотника дешевле примерно в 30 раз».

Но главный редактор сайта UAV.ru Денис Федутинов считает, что эти проекты не уникальны и обе компании «создают велосипед». Например, беспилотные аппараты создавали компания «Транзас» («Дозор-100») и корпорация «Иркут» («Иркут-2»), несколько их аппаратов выкупили Минобороны, МЧС и МВД. Но в гражданских целях беспилотники в России не используются. «У нас правовой вакуум, статус этих аппаратов не определен. Минобороны при обнаружении беспилотника может идентифицировать его как вражеский объект и сбить», — говорит сотрудник Объединенной авиастроительной корпорации.

По словам сотрудника Минобороны, правила использования беспилотных аппаратов в гражданских целях действительно отсутствуют, хотя и должны быть. По его информации, сейчас над этими правилами работают в Росавиации. «В некоторых странах, например в США, в районах применения беспилотников вообще закрывают воздушное пространство, — говорит вице-президент группы компаний “Транзас” Виктор Годунов. — Но современные технические средства позволяют обеспечить безопасное применение и пилотируемой, и беспилотной авиации в одном районе, для этого надо разработать нормы регулирования».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more