Бизнес
Бесплатный
Екатерина Соболь|Алексей Никольский
Статья опубликована в № 2993 от 01.12.2011 под заголовком: Крылатый и полосатый

Нефтяники вложатся в беспилотные самолеты с отстегивающимися крыльями

Нефтяные компании инвестируют в разработку и приобретение беспилотных летательных аппаратов. Они способны инспектировать месторождения, если только военные не примут их за вражеский объект
А.Зуева

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Вчера представители сразу двух компаний — ТНК-BP и «ЧТПЗ-Римеры» — анонсировали планы по созданию собственных беспилотных летательных аппаратов. Оба проекта предназначены для инспекции нефтяных месторождений и трубопроводов. Эта техника должна заменить вертолеты, добавляют представители ТНК-BP и «ЧТПЗ-Римеры».

Представитель ТНК-BP уточнил, что компания хочет через два года иметь шесть беспилотников для контроля на Самотлорском месторождении. Уже начаты опытно-производственные испытания аппаратов, сконструированных в Центре космических исследований в Королеве. Стоимость проекта компания не раскрывает, но считает ее адекватной с учетом грядущей экономии от применения такой техники.

Беспилотник нефтесервисного подразделения «ЧТПЗ-Римеры» (его рабочее название — Chelpiper 75) тоже предназначен для наблюдения за месторождениями и трубопроводами клиентов компании. Он способен летать более 3 часов и в радиусе 75 км. У аппарата не только «фирменный полосатый дизайн», но еще и отстегиваются крылья, гордится представитель компании. Комплекс оборудования — станция и два беспилотника — обойдется клиентам в $3-4 млн, а летный час — в 5000 руб. «ЧТПЗ-Римера» надеется продать 10 таких станций уже в 2012 г. По словам ее представителя, беспилотниками уже заинтересовалась «Роснефть». Начальник управления эксплуатации трубопроводов «Роснефти» Андрей Родомакин подтвердил предварительный интерес к аппаратам. Сотрудник другой крупной нефтяной компании говорит, что и ей такой проект может быть интересен: «Если сравнивать расценки на такие же работы на вертолете Ми-8, то час беспилотника дешевле примерно в 30 раз».

Но главный редактор сайта UAV.ru Денис Федутинов считает, что эти проекты не уникальны и обе компании «создают велосипед». Например, беспилотные аппараты создавали компания «Транзас» («Дозор-100») и корпорация «Иркут» («Иркут-2»), несколько их аппаратов выкупили Минобороны, МЧС и МВД. Но в гражданских целях беспилотники в России не используются. «У нас правовой вакуум, статус этих аппаратов не определен. Минобороны при обнаружении беспилотника может идентифицировать его как вражеский объект и сбить», — говорит сотрудник Объединенной авиастроительной корпорации.

По словам сотрудника Минобороны, правила использования беспилотных аппаратов в гражданских целях действительно отсутствуют, хотя и должны быть. По его информации, сейчас над этими правилами работают в Росавиации. «В некоторых странах, например в США, в районах применения беспилотников вообще закрывают воздушное пространство, — говорит вице-президент группы компаний “Транзас” Виктор Годунов. — Но современные технические средства позволяют обеспечить безопасное применение и пилотируемой, и беспилотной авиации в одном районе, для этого надо разработать нормы регулирования».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать