IKEA пока хватит построенных торгцентров «Мега»

Шведская группа IKEA решила на время отказаться от строительства в России новых торговых центров «Мега». Вместо этого группа сосредоточится на отдельно стоящих магазинах IKEA
А.Махонин

В ближайшие два-три года IKEA не намерена строить новых торговых центров «Мега» в России, заявил гендиректор российского подразделения IKEA Пер Вендшлаг. За одиннадцать с половиной лет работы в России, объяснил он, компания построила 14 мебельных гипермаркетов и 14 торговых центров. «Нашими приоритетами были Москва, Петербург и города-миллионники. Мы сейчас присутствуем в основных точках, где хотели, и теперь пришло время для нового этапа развития», – сказал Вендшлаг.

Поэтому вместо строительства новых торговых центров шведская группа решила сфокусировать внимание на строительстве отдельно стоящих магазинов IKEA в Москве, объяснил он. «Существующие магазины в Москве, на самом крупном для нас рынке, переполнены, и мы хотели бы построить новые, более удобные. Так что нашим главным приоритетом на ближайшие два года станет строительство в Москве отдельно стоящих магазинов IKEA. А торговые центры «Мега» будут модернизироваться», – сказал Вендшлаг. Москве нужно как минимум три новых магазина IKEA, считает Вендшлаг. В каждый компания готова инвестировать 50–60 млн евро. Земельные участки под магазины компания ищет еще с марта, но не купила до сих пор.

Еще одна причина не добавлять новые «Меги» в том, что гипермаркеты с товарами для дома показывают более высокие темпы роста продаж, чем торговые комплексы. Выручка российского подразделения группы за 2011 финансовый год (закончился 31 августа) увеличилась на 14% в рублях. Абсолютный показатель выручки компания раскрывает только по магазинам IKEA – 47 млрд руб. По данным СПАРК, выручка ООО «ИКЕА дом» (управляет гипермаркетами) в 2010 г. увеличилась на 13,7% до 39,9 млрд руб., а выручка ООО «ИКЕА мос» (управляет торговыми центрами) – на 9,5% до 17,6 млрд руб.

Арендаторов планы шведской группы расстроили. «В нашей стране не так много аналогичных по масштабу и концепции проектов, продуманных и одинаково удобных как для торговых сетей, так и для покупателей. Думаю, многие сетевые операторы рассчитывали на расширение этого проекта и теперь будут вынуждены скорректировать планы», – считает PR-директор сети «Детский мир» Елизавета Тотунова. «Детский мир», по ее словам, – якорный арендатор почти во всех «Мегах».

За 2011 финанасовый год трафик в «Мегах» увеличился на 7% до 227 млн посетителей, а товарооборот магазинов, работающих в торговых центрах, по оценке IKEA, составил 238 млрд руб. «Есть торговые центры и с более высоким трафиком, но по совокупности факторов – региональному покрытию, качеству управления, качеству арендаторов, концепции и расположению торговых центров – альтернативы «Меге» нет», – рассуждает управляющий директор Praedium Oncor International Михаил Гец.