Русские обуют поляков

Крупнейший российский торговец обувью – «Центробувь» пытается запустить свою сеть Centro на рынках Польши и Украины

ЗАО «Торговая компания «Центробувь»

Розничная сеть. Управляет сетями «Центробувь» (581 магазин) и Centro (152 магазина). Бенефициары: Анатолий Гуревич, Дмитрий Светлов, Сергей Ломакин, Артем Хачатрян. Финансовые показатели (2010 г., данные компании, расчет «Ведомостей»): выручка – $720 млн, EBITDA – $144–158 млн.

Семь магазинов марки Centro открылось во втором полугодии этого года в Польше, еще шесть – на Украине, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Центробуви» Андрей Нестеров. В Польше, по его словам, сеть работает по франшизе: «Не хотим сильно рисковать и изучаем рынок» (партнера Нестеров не называет). В следующем году, по его словам, компания намерена вывести Centro на другие рынки Восточной Европы – в Прибалтику и Словакию.

В Европе практически нет обувных ритейлеров, которые работали бы в таком же формате, как Centro, утверждает Нестеров. Этот формат называется fast fashion и ориентирован на аудиторию 17–25 лет. Внимательно отслеживая последние модные модели, «Центробувь» быстро копирует их и запускает в продажу в китайском исполнении – по очень доступной цене. Пара женских туфель стоит в Centro 300–400 руб., сапоги – около 800 руб., сумки – от 400 до 600 руб. «Сила «Центробуви» не только в формате, но и в очень высокой экспертизе по работе с китайскими поставщиками, в налаженных поставках. По закупочной силе и конечной цене, которую сеть может обеспечить в рознице, у нее, пожалуй, нет конкурентов в Европе», – считает директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

«Центробувь» – первый из российских обувных ритейлеров, шагнувших дальше СНГ, говорит Бурмистров. Работать в Польше пыталась сеть магазинов электроники «Эльдорадо»: в 2000 г. она открыла гипермаркет в Варшаве, но спустя два года продала его немецкой Media-Markt. В Западной Европе, по словам Бурмистрова, хорошо представлена только одна российская розничная компания – re:Store Retail Group, у которой в Германии, Норвегии и Дании работает 25 монобрендовых магазинов с техникой Apple.

«Средний чек европейских магазинов примерно такой же, как в российских, выручка с квадратного метра выше, но при этом структура маржи и издержек совершенно иная», – рассказывает гендиректор re:Store Тихон Смыков. В Европе, по его словам, ниже расходы на аренду, инфраструктура доступнее, но при этом заметно дороже персонал. «Конкуренция в европейской рознице значительно выше и потому прибыльность ниже, чем в России, примерно вдвое-втрое. Там рентабельность по EBITDA в 2–3% – это норма, как для российских сетей – в 6–8%», – объясняет он.

Распространяя бизнес из высокодоходной России в низкодоходную Европу, российский ритейлер может преследовать представительские цели – познакомить инвесторов со своим бизнесом, считает аналитик «ТКБ капитала» Наталья Колупаева. «Центробувь» не скрывает, что хочет провести IPO – в Лондоне или Гонконге. «Если инвесторы будут узнавать бренд, знать, что география бизнеса включает Европу, понимать, в каком формате работает компания, это упростит коммуникацию и может помочь провести успешное размещение», – считает Колупаева.