Болгария не хочет строить нефтепровод


Болгария, несколько лет назад инициировавшая строительство нефтепровода Бургас – Александруполис, теперь выходит из этого проекта. О таком решении объявил вице-премьер страны Симеон Дянков: «[Проект] не может быть реализован на условиях и финансовых показателях, изложенных в соглашении 2007 г.» (цитата по «Интерфаксу»).

Предполагается, что процедура выхода Болгарии из проекта будет обсуждаться на наблюдательном совете оператора 14 декабря, говорит представитель «Транснефти» Игорь Демин, там же будет решаться и судьба трубопровода.

Идея строительства нефтепровода от болгарского Бургаса до греческого Александруполиса родилась еще в 1990-х гг. Проект задумывался как альтернатива танкерным перевозкам через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Старт проекту был дан в 2008 г. Оператор Trans-Balkan Pipeline B. V. (51% – у России, оставшееся – поровну у Греции и Болгарии) планировал запустить нефтепровод уже в 2011 г., но начало строительства то и дело переносилось. Реализации проекта противилось и пришедшее в 2009 г. к власти правительство Болгарии. Оно усомнилось в экологической безопасности нефтепровода и фактически прекратило финансирование проекта. Чтобы минимизировать убытки, «Транснефть» в начале года до минимума сократила штат Trans-Balkan Pipeline B. V.

Текущая задолженность Болгарии – 6,2 млн евро, говорит Демин. До сих пор София признавала долг и уверяла, что погасит его, отмечает он. Пресс-служба правительства Болгарии на запрос «Ведомостей» не ответила. Отказ Болгарии от участия в проекте не повлечет никаких санкций в отношении страны, отметил вчера Дянков. Такой вопрос не обсуждался, но в теории может быть поднят акционерами проекта, говорит источник, близкий к «Транснефти».

Катастрофы из-за отказа Болгарии не будет: де-факто проект уже давно мертв, а запасных вариантов много, отмечает собеседник, близкий к «Транснефти». Еще в сентябре вице-президент монополии Михаил Барков говорил, что существует около 15 проектов в обход турецких проливов, семь из которых наиболее реальны. В их числе дублирующий проливы канал Стамбульский (Турция намерена построить его к 2023 г.), а также нефтепровод Самсун – Джейхан с севера на юг Турции (на 50 млн т), к которому Россия присоединилась в 2009 г. Правда, переговоры по нему фактически прекратились, поскольку Турция не может обосновать экономику проекта, говорил Барков: расчетная стоимость транспорта по этой трубе составит $19–20/т, а по проливам – $6–8.