Как «Газпром» покупает газ в Центральной Азии

В понедельник премьер Владимир Путин раскритиковал энергетиков за сомнительные схемы с участием офшоров. А во вторник совет директоров «Газпрома» обсудил прогнозы концерна на 2012–2014 гг., где как раз есть одна спорная схема с участием кипрской Tancredo Enterprises, совладелец которой – Газпромбанк
С.Портер

На 30 июня 2011 г. Газпромбанк контролировал 95% в капитале Tancredo, гласит его отчетность по МСФО. Однако устав кипрской компании не дает «права контроля» над ее деятельностью, отмечает банк. В итоге финансы Tancredo отражаются по методу долевого участия, но какая доля берется, не сообщается. Как и то, кто является партнером банка в этой компании. Источники, близкие к руководству «Газпрома» и Газпромбанка, уверяли, что доля в Tancredo есть у структур, близких к «Итере». Но официальных подтверждений этому никогда не было.

«Стон стоит по всей Руси великой». «Система подозрительных трансграничных операций». «Это же все в тариф ложится в конечном итоге». Все это – лишь небольшой набор цитат Путина с заседания правительственной комиссии по развитию электроэнергетики, которое прошло в понедельник. Резюме премьера: нужно проверить все госкомпании на предмет сомнительных сделок, в том числе «Газпром». И как минимум один спорный договор у «Газпрома» есть – цифры по нему (цены и объемы) концерн указал в материалах ко вчерашнему совету директоров, с которыми ознакомились «Ведомости».

Из документов следует, что в 2012–2014 гг. «Газпром» намерен закупать газ у компании Tancredo на территории Средней Азии примерно на $1 млрд ежегодно. Причем каждая 1000 куб. м этого газа будет на $60 дороже, чем сырье, которое «Газпром» берет в том же регионе у собственной «дочки» Gazprom Schweiz AG (см. таблицу). Такая разница может приносить Tancredo по $190 млн прибыли ежегодно. Сколько при этом стоит газ самих производителей – национальных компаний, не известно. Есть ли вообще прямые договоры между ОАО «Газпром» и компаниями-производителями, также никогда не раскрывалось.

Что за схема

Схема с участием Tancredo существует как минимум с 2009 г. Но сначала газ перепродавался «Газпрому» на территории Германии. Это было сырье российской компании «Сибнефтегаз» (до осени 2010 г. – СП Газпромбанка и «Итеры», 51:49). Газ еще в России продавался «дочкам» «Газпрома», те, перепродавая его другим структурам монополии как минимум трижды, доставляли топливо до ФРГ и продавали примерно в 9 раз дороже Tancredo, а та отдавала на реализацию по еще более высокой цене «Газпром экспорту». Так схему описывали «Ведомостям» два человека, ссылаясь на данные из «Газпрома». Финансы Tancredo Газпромбанк стал раскрывать только в прошлом году: в 2009 г. его прибыль от этой инвестиции составила 907 млн руб., в 2010 г. – 1,4 млрд руб.

А обороты между «Газпромом» и Tancredo были примерно такими же, что прогнозируются на ближайшую трехлетку, – около $1 млрд в год, что следует из материалов концерна к разным советам директоров.

В 2010 г. в «Газпроме» был внутренний спор разных департаментов, который вылился в проверку экспортных схем концерна. К схеме с Tancredo было много вопросов, делились источники «Ведомостей». Однако сделки с этой компанией, как видно теперь, остались. Только на территории Центральной Азии.

Где Tancredo берет газ для продажи «Газпрому», не известно. 51% «Сибнефтегаза» Газпромбанк продал в прошлом году «Новатэку». Правда, у последнего есть еще один актив – группа Centrex, которая, в свою очередь, владеет 50% в Gas Project Development Central Asia AG (остальное – у группы «Газпром»). У этого СП есть доли в добывающих проектах в Узбекистане. Но на это предприятие приходится не больше 500 млн куб. м газа в год, говорит источник, близкий к «Газпрому».

Представители «Газпрома», Газпромбанка и «Итеры» от комментариев отказались.

Будут ли проверки

Говоря о проверках, премьер-министр имел в виду прежде всего «схемы с аффилированностью» – когда контрагентами госкомпаний являются организации, бенефициары которых – родственники менеджеров госкомпаний, отмечает пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

Вряд ли к «Газпрому» будут вопросы по схемам с посредниками, ведь они были всегда – при любом правительстве и при любом руководстве концерна, рассуждает аналитик Номос-банка Денис Борисов. На российских потребителях это не отражается. Во всяком случае напрямую. Тот же центральноазиатский газ идет в Европу, поскольку «Газпром» экономит на 30%-ной экспортной пошлине: с азиатского газа она не платится, поскольку сырье формально проходит территорию России в режиме транзита. Европейский потребитель тоже не страдает: цена для него фиксируется договорами между «Газпромом» и импортерами и от расходов российского концерна (на закупаемый газ) формально не зависит.

Правда, частично страдает прибыль «Газпрома», рассуждает Борисов, а значит, и российский бюджет, ведь налоги могли бы быть больше. Но Песков схему «Газпрома» с Tancredo комментировать не стал: нельзя делать выводы, не зная деталей, объясняет он.