В Японии обыскали штаб-квартиру Olympus и дом экс-президента компании Кикукавы


К докладу были приложены две схемы, в которых помимо Olympus фигурируют 17 организаций — фондов, инвестиционных и подставных компаний. На первой схеме показано, как Olympus через них выводила убытки, на второй — как потом эти убытки зачитывались. Эту схему и последующие действия одобрял узкий круг топ-менеджеров, включая президентов Olympus: Симояму (с 1985 г.), Масатоси Кисимото (с 1993 г.) и Цуёси Кикукаву (с 2001 г., до этого руководил финансовым департаментом), генерального менеджера бухгалтерского департамента Минору Охту. Йамада и Мори информировали их о состоянии дел примерно раз в полгода.

В Японии проходят обыски в помещениях компании Olympus, которую подозревают в сокрытии убытков, сообщает Reuters. Телеканал NHК показал десятки сотрудников прокуратуры в здании в Токио, которое занимают три подразделения фирмы. Также обыскивается штаб-квартира Olympus. По сведениям агентства, в список подлежащих обыску помещений включен и дом экс-президента компании Цуёси Кикукавы.

Следствие интересуют финансовые отчетности Olympus. В середине декабря компания была вынуждена представить истинную отчетность после того, как независимое расследование уличило ее в сокрытии около $1,5 млрд убытков.

Независимая комиссия, которая расследовала нарушения в Olympus, объяснила "успех" в сокрытии тем, что ключевые решения принимал ограниченный круг людей. Они практически не предоставляли важной информации ни совету директоров, ни внутренним аудиторам, не оставляли документов и других свидетельств своих действий. «Высший менеджмент в течение долгого времени культивировал систему поклонения одному человеку, в компании была создана культура, не позволявшая людям открыто высказывать возражения <...> а чувство долга и верности акционерам редко встречалось среди руководителей», — говорится в докладе комиссии.

В общих чертах схема махинаций в докладе независимой компании описана так: «Olympus продала убыточные активы фондам, которые сама же создала, а затем предоставила средства, необходимые, чтобы зачесть убытки под прикрытием поглощений. Говоря более конкретно, Olympus переводила деньги в фонды, покупая принадлежащие им предпринимательские организации по цене, существенно превышающей их реальную стоимость, либо платя очень высокие комиссионные третьей стороне, выступавшей посредником при поглощении, что приводило к учету на балансе значительных нематериальных активов (goodwill — деловая репутация, клиенты, кадры компании как ее актив, права на интеллектуальную собственность и проч. — “Ведомости”), которые в дальнейшем амортизировались или стоимость которых списывалась, породив значительный убыток [для компании]».