Что думают менеджеры госкомпаний об открытой на них охоте

Fotolia/ PhotoXPress

«Говорить о том, что это не Владимир Владимирович, а Сечин [начал кампанию против конфликта интересов в госкомпаниях], по меньшей мере некорректно», – парирует пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. И добавляет: проверки начались после распоряжений президента и председателя правительства и глупо говорить, что «это не Путин, это Сечин». Проверки не носят избирательного характера, так как и «Роснефть», и «Ростехнологии» фигурируют в поручении главы государства. Юридические коллизии, связанные с исполнением этих поручений в ряде компаний, есть. Но в данном случае есть потребность продолжить совместную линию противодействия коррупции. В этом заинтересовано не только государство, но и те самые компании, заключает Песков.

Охота на ведьм, которую начал Владимир Путин по совету своего заместителя Игоря Сечина, самих ведьм пока не столько напугала, сколько возмутила.

Публичное разоблачение энергетиков 19 декабря было только прелюдией. Следом, 28 декабря, вышло поручение, в котором Путин попросил 21 госкомпанию и госкорпорацию отчитаться «о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера» топ-менеджеров и их родственников – супругов, детей, родителей, родных братьев и сестер (включая паспортные данные или индивидуальный номер налогоплательщика). Сроки – от 30 декабря до 10 января. А 18 компаний (те же, кроме трех банков – последних в списке) – раскрыть бенефициаров своих контрагентов (либо расторгнуть контракты с ними) и в дальнейшем делать это регулярно. Срок – месяц. Банкам вышло послабление: им приказано самим определить, по каким сделкам раскрывать бенефициаров, а по каким – нет. Контроль за выполнением поручения возложен на Сечина (которого все называют его инициатором).

Больнее всего это поручение ударит по трем монополиям: «Газпрому», РЖД и «Транснефти».

Официально компании говорят об этом поручении одно: работаем (или вообще ничего не говорят). Неофициально многие менеджеры госкомпаний признаются, что поручение невыполнимо – по крайней мере в такие сроки – и они будут его саботировать. «У нас тысячи контрагентов, собрать с них со всех информацию нереально, – жалуется один из них. – Ну разослали мы им запросы – они не знают, что с ними делать. И мы сами говорим: не отвечайте, а мы отчитаемся, что не удалось от контрагентов ответ получить. А что касается разрыва контрактов, так на это ни одна компания не пойдет: контракты заключены, авансы оплачены. Так нам еще и при разрыве контракта придется ущерб через суд возмещать!»

«Доходит до абсурда! – жалуется другой менеджер. – Один от растерянности внучку пятилетнюю в отчет вписал, другой вспомнил, что в 2005 г. зарегистрировал компанию в Болгарии, но не помнит, где, какую и как называется, третий не знает, как номер налогоплательщика получать. Многих спрашивают: почему не заявили о доходах братьев и сестер? А в ответ обычно: сестра со мной уже несколько лет не разговаривает, информации не дает, а закон о защите персональных данных не позволяет без ее ведома разглашать о ней информацию. А главное – что за это можно сделать? Уволить всех? На каких основаниях?»

«У нас говорят: лучше потом поработать над ошибками, чем сейчас их совершить, – делится третий менеджер. – Лучше пусть тебе покажут, где ты ошибся – не ту компанию, например, учредил, – и ты потом будешь добросовестно эту ошибку исправлять, чем ты сам предоставишь информацию. Которой, может, еще и не знают».

«Непонятно, зачем понадобилась эта показательная порка, – недоумевает собеседник «Ведомостей», близкий к руководству «Газпрома». – Ведь всю необходимую оперативную информацию можно почерпнуть у руководства компаний, а то, в свою очередь, обо всем осведомлено через службу безопасности». И продолжает: в любой крупной компании при приеме на работу будущих сотрудников проверяют источники дохода, аффилированные с менеджером фирмы и т. д. Все это докладывается председателю правления, и он уже решает, что с этой информацией делать.

Сдача деклараций, вообще говоря, имеет смысл, возражает бывший топ-менеджер «Газпрома». Потому что часть информации о сотрудниках собирается незаконными методами: прослушка и т. д. И эта информация только для служебного пользования.

«За этим поручением мы увидели предвыборный пиар и попытку приструнить-припугнуть руководителей крупных компаний, – резюмирует один из таких руководителей. – Сечин понимает, что выполнить такое поручение невозможно. Один срок исполнения чего стоит! Важно набрать на всех компрометирующих материалов, а там – пригодится. Расчет на слабонервность и запуганность. Жаль, что такие вещи подкладывают премьеру на подпись».