Терминал в Усть-Луге откроют ненадолго

В конце февраля в порту Усть-Луга будет отгружена на экспорт первая партия нефти из БТС-2. А затем терминал будет закрыт еще на несколько месяцев для устранения возникших при его строительстве неполадок
В.Жернов/ ИТАР-ТАСС

Решение о строительстве БТС-2 до порта Усть-Луга было принято еще в 2008 г. после нефтяных войн с Белоруссией. Проект сразу получил статус стратегического: он был призван обезопасить поставки российской нефти в Европу от капризов стран-транзитеров. Запустить трубу «Транснефть» планировала к 1 декабря 2011 г. Но за несколько месяцев до этого выяснилось, что к намеченному сроку не будут готовы необходимые для перевалки нефти причалы. Из-за нарушений в строительстве под воду провалились причалы № 4 и № 5, которые строят подконтрольные Геннадию Тимченко «Роснефтьбункер» и Невская трубная компания. Аналогичные проблемы возникли и на соседних причалах № 6 и № 7 (строит «Новатэк – Усть-Луга»). В результате запуск БТС-2 был перенесен на I квартал 2012 г. без указания точного срока. Предполагалось, что труба может заработать в начале марта: к этому времени «Роснефтьбункер» должен был завершить все ремонтные работы на провалившихся причалах.

Вчера агентство «Прайм» сообщило, что «Сургутнефтегаз» объявил тендер на отгрузку партии Urals из порта Усть-Луга на 27–28 февраля (подтвердить это у представителя «Сургутнефтегаза» «Ведомостям» вчера не удалось). «На эти даты обсуждается возможность торжественного запуска БТС-2 и даже присутствие премьер-министра Владимира Путина на церемонии», – говорит источник, близкий к «Транснефти». Приглашение посетить порт в третьей декаде февраля на прошлой неделе направил Путину губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков («Ведомостям» удалось ознакомиться с содержанием письма). В указанные сроки планируется осуществить подключение по постоянной схеме комплекса наливных грузов к БТС-2, говорится в письме. Впрочем, представитель премьера Дмитрий Песков говорит, что Путин ехать в Усть-Лугу не планирует.

Собеседники «Ведомостей», близкие к Минтрансу и порту Усть-Луга, утверждают, что БТС-2 может быть запущена до выборов. Представитель «Транснефти» это не комментирует. Сотрудник компании отмечает, что технически это возможно, БТС-2 к запуску готова, но сделать это в ближайшие дни вряд ли удастся из-за отсутствия необходимых согласований со стороны Ростехнадзора. Из-за того что причалы не были введены в эксплуатацию, ведомство рассматривает проведенный на них ремонт как отдельный проект, который требует проведения дополнительных экспертиз и согласований, рассказывает собеседник «Ведомостей» и подтверждает источник в Ростехнадзоре.

На это может уйти около четырех месяцев, говорит один из них. Представитель «Роснефтьбункера» уверяет, что все строительные работы на причалах № 4 и № 5 завершены и компания ждет разрешения на запуск терминала от регуляторов.

Приемка нефтяных причалов может затянуться: для их безаварийной эксплуатации требуется дополнительный ремонт, пишет руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин вице-премьеру Игорю Сечину (письмо от 6 февраля есть в распоряжении «Ведомостей»). В рамках исполнения поручения вице-премьера ведомство заказало экспертизу причалов проектно-строительной компании «Спецфундаментстрой». Ее эксперты пришли к выводу, что под поверхностью дна бетонная стенка причалов (шпунт) разошлась на гораздо большее расстояние, нежели это предполагалось, и при размыве дна винтами отходящего танкера на терминале будут глобальные разрушения. Необходимо строительство стенки-дублера, но чтобы сэкономить время и деньги, можно спроектировать укрепление уже имеющегося шпунта, пишет гендиректор «Спецфундаментстроя» Георгий Дьяченко в Ростехнадзор (копия письма есть у «Ведомостей»). Это займет несколько месяцев, вздыхает источник, близкий к Минтрансу.

Теоретически с причалов можно безаварийно отгрузить один танкер, говорят близкие к Минтрансу и Ростехнадзору источники. Поэтому обсуждается возможность «единоразового» запуска терминала, после которого он будет вновь закрыт на ремонт, добавляет источник, близкий к порту Усть-Луга. Но брать на себя ответственность за запуск недостроенных причалов чиновники не хотят – решение будет принимать Сечин, говорят источники «Ведомостей», ожидается, что вопрос будет обсуждаться на сегодняшнем совещании у вице-премьера.