В Краснодарском крае появится свой Роттердам

Государство хочет привлечь иностранных инвесторов к строительству и управлению портом Тамань. Среди кандидатов – управляющие компании портов Роттердам, Амстердам и Гамбург

Проект развития транспортной инфраструктуры порта Тамань, подготовку которого завершает Минтранс, весной должна одобрить Главгосэкспертиза. Осенью государство должно начать подготовку инфраструктуры, на базе которой стивидорные компании будут строить терминалы (причалы, волнозащитные сооружения, периметр порта и др.).

В качестве партнера в управляющую компанию Минтранс собирается пригласить специалиста в области портового девелопмента, возможно иностранного, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к ведомству. Предварительные переговоры уже ведутся с управляющей компанией порта Роттердам, уточнил он, а среди потенциальных инвесторов рассматриваются также управляющие компании портов Амстердам, Гамбург и др. Это подтвердил представитель «Росморпорта» (участвует в разработке технической документации проекта). Представители портов Роттердам, Амстердам и Гамбург на запросы «Ведомостей» не ответили, представитель Минтранса отказался от комментариев.

Иностранный инвестор может выкупить долю в компании, которая будет строить и владеть причалами в сухогрузном районе порта Тамань, а также привлекать в порт инвесторов и грузы, продолжает источник, близкий к Минтрансу. Предполагалось, что основными акционерами УК будут государственный «Росморпорт» и администрация Краснодарского края. Скорее всего иностранцу достанется доля «Росморпорта», уточняет собеседник «Ведомостей», не называя пакета, возможно также приглашение на миноритарную долю крупного инвестфонда или банковской группы: «Задача – создание максимального числа объектов без привлечения средств бюджета и стивидоров».

Компании, которые рассматривают возможность строительства терминалов в Тамани (см. врез), инициативу Минтранса не комментируют.

С предложением об участии в управляющей компании в Минтранс обращалась UCL Holding Владимира Лисина, но получила отказ, говорит источник в холдинге. Чиновники решили не отдавать долю в УК стивидорной компании, которая будет арендовать причал и строить терминал в порту, объяснил сотрудник Минтранса.

Проект строительства Тамани может быть привлекательным для иностранных инвесторов, считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов: на юге России острый дефицит стивидорных мощностей, а порт Новороссийск ограничен в развитии. Сотрудник UCL Holding оценивает дефицит пропускной способности портов на юге в 50–60 млн т.

Государство давно привлекает иностранцев к развитию аэропортов, напоминает Юминов: в 2009 г. соинвестором развития государственного «Пулково» стал немецкий холдинг Fraport, а в 2012–2013 гг. планируется привлечь иностранного инвестора к развитию объединенных «Шереметьево» и «Внуково». Но если Минтрансу удастся реализовать свой план в Тамани, это станет вторым случаем, когда иностранные компании вкладывают в государственный проект по развитию портовых мощностей, продолжает он. Прошлой осенью арабский фонд Gulftainer договорился об инвестициях в порт Усть-Луга.