Кинофонд хочет изменить финансирование фильмов

Крупнейшие продюсеры должны получать средства из госбюджета не поровну, а в зависимости от своей эффективности и возвращать государству на порядок больше, чем сейчас, предлагает исполнительный директор кинофонда Сергей Толстиков
PhotoXPress

Вчера вечером руководители семи кинокомпаний-лидеров и Государственного кинофонда впервые официально встретились с новым вице-премьером правительства Владиславом Сурковым, который теперь курирует культуру. Один из главных вопросов совещания – инициатива кинофонда по реформированию системы господдержки фильмов, рассказали «Ведомостям» несколько участников совещания.

Средства фонда (через него продюсеры получают из бюджета деньги на массовое кино) должны распределяться между кинокомпаниями-лидерами в зависимости от результатов их работы (в том числе сборов уже вышедших в прокат фильмов) и от качества проектов, только предложенных к финансированию, уверен Толстиков. Последние два года эти деньги разделялись между лидерами поровну, из-за чего определить наиболее эффективные кинокомпании и стимулировать их развитие было невозможно, объясняет он.

В прошлом году фонд перевел продюсерам 1,4 млрд руб. (около 1 млрд руб. – на производство картин, почти 0,4 млрд руб. – на прокат) и получил от них обратно 100 млн руб. До 2010 г. продюсеры получали от государства деньги безвозмездно через Министерство культуры. Продюсеры должны научиться делать кино, которое приносит прибыль, а не только тратить полученные деньги, тогда в стране появится настоящая киноиндустрия, объясняли прежде два чиновника.

Сейчас возврат государственных денег невелик: фонд получает сумму, пропорциональную его участию в бюджете картины, из 5% сборов фильма. Получается, если фонд профинансировал треть расходов на фильм, ему вернут менее 2% сборов.

Для повышения эффективности системы господдержки долю возврата следует увеличить с 5 до 10–50%, предлагает Толстиков. Определять процент денег, который должна вернуть компания с каждого конкретного кинопроекта, должен специальный независимый индустриальный комитет, который нужно создать при фонде, считает он. «Сейчас компании возвращают один и тот же процент с социальной драмы и комедии, – указывает он. – А фонду необходимо развивать <...> не только выгодные продюсерам в данный момент [направления]».

Продюсеры, опрошенные «Ведомостями», считают, что действующая система и так хорошо работает. Крайне сложно найти прозрачные критерии оценки качества заявленных на финансирование проектов, которые устроили бы все киносообщество, указывает управляющий директор «Базелевса» Никита Трынкин. Стоит сделать отдельный кинофонд, работающий с полностью возвратными средствами, а не изменять механизм в существующем, считает он. «По закону кинокомпании вообще не должны ничего возвращать фонду, это субсидии», – прежде заявил Сергей Сельянов, гендиректор СТВ.

«Логика кинокомпаний понятна: лидерам сейчас невыгодно что-либо менять», – парирует Толстиков.