Статья опубликована в № 3045 от 21.02.2012 под заголовком: Битва за возврат

Кинофонд хочет изменить финансирование фильмов

Крупнейшие продюсеры должны получать средства из госбюджета не поровну, а в зависимости от своей эффективности и возвращать государству на порядок больше, чем сейчас, предлагает исполнительный директор кинофонда Сергей Толстиков
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
PhotoXPress

Вчера вечером руководители семи кинокомпаний-лидеров и Государственного кинофонда впервые официально встретились с новым вице-премьером правительства Владиславом Сурковым, который теперь курирует культуру. Один из главных вопросов совещания – инициатива кинофонда по реформированию системы господдержки фильмов, рассказали «Ведомостям» несколько участников совещания.

Средства фонда (через него продюсеры получают из бюджета деньги на массовое кино) должны распределяться между кинокомпаниями-лидерами в зависимости от результатов их работы (в том числе сборов уже вышедших в прокат фильмов) и от качества проектов, только предложенных к финансированию, уверен Толстиков. Последние два года эти деньги разделялись между лидерами поровну, из-за чего определить наиболее эффективные кинокомпании и стимулировать их развитие было невозможно, объясняет он.

В прошлом году фонд перевел продюсерам 1,4 млрд руб. (около 1 млрд руб. – на производство картин, почти 0,4 млрд руб. – на прокат) и получил от них обратно 100 млн руб. До 2010 г. продюсеры получали от государства деньги безвозмездно через Министерство культуры. Продюсеры должны научиться делать кино, которое приносит прибыль, а не только тратить полученные деньги, тогда в стране появится настоящая киноиндустрия, объясняли прежде два чиновника.

Сейчас возврат государственных денег невелик: фонд получает сумму, пропорциональную его участию в бюджете картины, из 5% сборов фильма. Получается, если фонд профинансировал треть расходов на фильм, ему вернут менее 2% сборов.

Для повышения эффективности системы господдержки долю возврата следует увеличить с 5 до 10–50%, предлагает Толстиков. Определять процент денег, который должна вернуть компания с каждого конкретного кинопроекта, должен специальный независимый индустриальный комитет, который нужно создать при фонде, считает он. «Сейчас компании возвращают один и тот же процент с социальной драмы и комедии, – указывает он. – А фонду необходимо развивать <...> не только выгодные продюсерам в данный момент [направления]».

Продюсеры, опрошенные «Ведомостями», считают, что действующая система и так хорошо работает. Крайне сложно найти прозрачные критерии оценки качества заявленных на финансирование проектов, которые устроили бы все киносообщество, указывает управляющий директор «Базелевса» Никита Трынкин. Стоит сделать отдельный кинофонд, работающий с полностью возвратными средствами, а не изменять механизм в существующем, считает он. «По закону кинокомпании вообще не должны ничего возвращать фонду, это субсидии», – прежде заявил Сергей Сельянов, гендиректор СТВ.

«Логика кинокомпаний понятна: лидерам сейчас невыгодно что-либо менять», – парирует Толстиков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more