«Яндекс» намерен бороться за третье место в мировом интернет-поиске

Основные инвестиции компании в 2011 г. пошли на подготовку выхода на новый уровень, рассказал гендиректор Аркадий Волож
А.Махонин/ Ведомости

Консолидированная выручка "Яндекса" в IV квартале 2011 г. выросла на 56% до 6,4 млрд руб. ($200 млн), чистая прибыль - на 51% до 2,1 млрд руб. ($56,9 млн), сообщила сегодня компания. Рентабельность по чистой прибыли в этот период составила 33%. По итогам всего 2011 г. выручка "Яндекса" выросла на 60% до 20 млрд руб. ($622,2 млн), чистая прибыль - на 51% до 5,8 млрд руб. ($179,3 млн). Рентабельность по чистой прибыли по итогам года составила 28,8%.

В 2012 г. "Яндекс" прогнозирует рост выручки на 40-45%.

Выручка от медийной рекламы в прошлом году выросла более чем на 70% (2,096 млрд руб.), выручка от контекстной рекламы - на 60% (17,5 млрд руб.). Основным драйвером роста выручки стал существенный рост количества кликов по рекламным объявлениям (на 65%), хотя средняя стоимость клика немного упала, говорит финансовый директор "Яндекса" Александр Шульгин. В 2011 г. капитальные затраты компании составили 5,6 млрд руб., это примерно 28% выручки "Яндекса". «Инвестиции были связаны с существенным ростом нашей поисковой базы», - заявил он.

Полтора года назад "Яндекс" запустил мировой индекс сайтов. Сейчас компания расширяется и в этом году планирует полноценный запуск мирового индекса, сравнимого по объему с нынешними мировыми игроками, говорит гендиректор "Яндекса" Аркадий Волож. Именно на это были направлены основные инвестиции компании в прошлом году. Для этих целей компания построила большой датацентр в Неваде. «Яндекс» как третий мировой поиск - модель, которую мы будем прорабатывать», - заявил Волож. По его словам, это может пригодиться в конкурентных играх между производителями «железа» и поисковиками.

На своем первом зарубежном рынке - в Турции – «Яндекс» получает 100 000 уникальных пользователей в день. «Чтобы завоевать этот рынок, надо 10 млн в день. С миллиона можно начать продавать рекламу. Если мы этого добьемся в Турции к концу года, то мы можем сказать, что мы умеем выходить в другую страну. И тогда мы сможем идти в другую страну. Можем стать там вторым поисковиком, и тогда для нас будут открыты другие большие рынки», - рассказал Волож.

Удержать долю рынка в России - одна из наиболее важных задач «Яндекса», говорит гендиректор. В России надо улучшать качество поиска, запускать новые продукты и развивать дистрибуцию: дело идет к тому, что пользователи будут жить в разных платформах. «Мы хорошо себя дистрибутируем, у нас хорошая доля в Chrome и других браузерах. Наша доля более или менее стабильно на уровне 59-60%», - сказал Волож. Примерно 8% поисков сейчас производится с мобильных устройств, это почти вдвое больше, чем в 2010 г., заметил он.