Красноярск откроют американским грузовым самолетам

Американские грузовые авиакомпании просят российские авиавласти разрешить им техническую посадку в аэропорту Красноярска. Им это может сократить несколько часов полета, а аэропорту принести около $245 млн в год
AP

«Емельяново»

Аэропорт. владелец – правительство Красноярского края (100%). финансовые показатели не раскрываются. грузопоток в 2011 г. – 17 000 т, в том числе 4865 т на международных перевозках.

Американские грузовые авиакомпании World Airways, National Air Cargo и Atlas в начале февраля попросили Минтранс и правительство Красноярского края разрешить им техническую посадку в аэропорту Красноярска «Емельяново», рассказал «Ведомостям» представитель «Интерпорта», который владеет грузовым терминалом в аэропорту. Губернатор края Лев Кузнецов просьбу авиакомпаний поддержал и попросил Минтранс «внимательно изучить это предложение», говорится в его письме (копия есть у «Ведомостей»).

Представитель Минтранса подтвердил, что письма получены, но авиакомпаниям рекомендовано обратиться к собственным авиавластям, чтобы те, в свою очередь, были инициаторами таких переговоров – международные полеты регулируются специальными межправительственными соглашениями. Пока обращение от американских авиавластей не поступало, говорит представитель министерства. Такое обращение уже готовится, знает российский партнер американских авиакомпаний. Представители World Airways, National Air Cargo, Atlas, федеральной авиаадминистрации США на запрос «Ведомостей» не ответили. Очередной раунд переговоров с американцами ожидается в конце лета – начале осени, говорит близкий к Минтрансу источник. Но представитель Минтранса сообщил, что дата очередных переговоров США не назначена.

Сейчас американские авиакомпании не могут летать над территорией России: за это нужно платить роялти, а подобные платежи запрещены в США. Поэтому американские перевозчики вынуждены делать большой крюк с технической посадкой в Хельсинки (Финляндия) или Караганде (Казахстан), что стоит компаниям примерно трех лишних часов пути и сотен тысяч долларов, говорит директор компании Infomost Борис Рыбак. После присоединения к ВТО пролетные деньги взиматься не будут, но переходный период продлится два года. Разрешить посадку в «Емельяново» без уплаты пролетных денег сейчас можно, только внеся изменения в межправсоглашение с США, объясняет источник в Минтрансе. В целом министерство не возражает против того, чтобы авиакомпании выполняли техническую посадку – это сулит выгоду аэропорту.

Проект введения режима «открытого неба» (неограниченный доступ иностранных грузовых перевозчиков) в «Емельяново» красноярские власти уже обсуждают с Минтрансом. «Открытое небо» Минтранс обещает нам в течение двух лет, мы предлагаем рассмотреть возможность предоставить права компаниям раньше, а изменения в соглашения вносить параллельно. Таким образом, бизнес сможет работать в полную силу», – рассказывает председатель совета директоров «Интерпорта», вице-президент «Интерроса» Сергей Батехин.

Но на начальном этапе прибыль принесет и техническая посадка авиакомпаний в аэропорту, говорит заместитель гендиректора консалтинговой компании Maximice Александр Морозов: каждый ежедневный грузовой рейс (включает аэропортовые сборы, заправку и техобслуживание) будет приносить около $70 000. Потенциальный спрос на полеты американских авиакомпаний через «Емельяново» – 3500 рейсов в год, оценивает «Интерпорт». Выходит, дополнительно заработать можно около $245 млн в год.

Но если авиакомпании получат полную свободу, то эффект будет гораздо выше: грузовой трафик «Емельяново» может вырасти в 10 раз до 200 000 т в год, говорит Батехин. Крупнейшая грузовая авиакомпания России «Волга-Днепр» не против появления конкурентов в Красноярске, но техническая посадка – это полумера, небо нужно открывать полностью и во всех аэропортах, уверен представитель перевозчика.