РЖД полностью перестроит систему работы с операторами подвижного состава

В марте РЖД планирует полностью перестроить систему работы с операторами подвижного состава: монополия вводит полный запрет на отправку порожних вагонов без гарантии на обратную перевозку грузов

О переходе на новую систему работы с операторами РЖД сообщила в среду. Благодаря нововведениям компания надеется повысить эффективность перевозок. Пробег порожних вагонов за последние годы резко вырос и затрудняет организацию движения, объясняет представитель монополии.

Теперь же порожний вагон не будет отправлен, если оператор не сможет подтвердить его загрузку, сообщила РЖД. Подобное требование гарантирует, что вагон направляется адресно и будет в дальнейшем участвовать в последующих перевозках, а не стоять в ожидании загрузки, занимая станционные пути, отмечается в пресс-релизе компании.

С февраля такую систему работы РЖД внедрила в шести филиалах. Соответствующий приказ был выпущен Министерством транспорта еще в октябре 2011 г., но наладить взаимодействие с операторами удалось лишь спустя несколько месяцев – перестроить систему работы компаниям было непросто, говорит представитель РЖД.

Задержка связана не с проблемами операторов, а с межведомственными согласованиями, объясняет замглавы Минтранса Андрей Недосеков. По его данным, и РЖД, и крупные операторы довольны результатами по тестовым направлениям. Представитель крупнейшего оператора страны – ПГК от комментариев отказался.

Распространение этой практики на всю систему может ударить по мелким операторам, простимулировав их отдавать полувагоны в аренду РЖД, считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. А вот крупные операторы, специализирующиеся на маршрутных отправках, готовы к нововведению, считает гендиректор «Инфолайн-аналитики» Михаил Бурмистров.

У грузоотправителей отношение к новым правилам неоднозначное. По тестовым направлениям для нас ничего не изменилось, говорит сотрудник одной из крупных металлургических компаний: проблемы остались все те же – нехватка вагонов и заторы, плюс прибавилось бумажной работы. Представитель НЛМК инициативу РЖД приветствует: новые правила упорядочат бессистемное перемещение порожних вагонов различных операторов и будут способствовать предупреждению заторов в точках погрузки, где потребности в вагонах отсутствуют. Представитель «Северстали» считает, что новые правила не везде будут эффективными: «Система должна быть гибкой и учитывать интересы конкретных грузоотправителей».

Понятно, что РЖД преследует благие цели, рассуждает сотрудник одного из операторов: вагоны должны находиться в сети только ради перевозки грузов. Но операторам и сейчас невыгодно отправлять составы в сеть без уверенности, что те будут загружены, – это ведь их бизнес, их прибыль, добавляет он. Сейчас у перевозчиков есть гибкость: пока вагоны в пути, они договариваются с грузоотправителями и оформляют документы. К примеру, любой оператор, отправляя полувагон в Кузбасс, уверен, что он будет загружен углем, как только прибудет на станцию. А теперь, получается, угольщикам и операторам нужно давать гарантии друг другу заранее, может, дней за 12 – пока вагоны вообще не вышли в сторону Кузбасса. И как это будет работать, сказать сложно, добавляет собеседник «Ведомостей».