Нефтяники верят в высокие цены
Мировым ценам на нефть не грозит падение, уверены главы крупнейших нефтяных компаний. Кризис разделил глобальную экономику, но не снизил спрос на нефть
Обоснованная стоимость барреля Brent – $80–90 (с учетом капитальных затрат), $5 прибавляет устойчивость спроса, неопределенность долгосрочных поставок – $10–12 и еще $25 – политический риск, считает вице-президент ENI Trading Марко Альверо. При нынешних условиях устойчивого роста и высоких политических рисков баррель Brent должен стоить около $125, считает он. Президент «Лукойла» Вагит Алекперов говорил ранее, что считает цену нефти в $100–120 за баррель объективной и комфортной как для потребителей, так и для производителей.
Увеличение нефтяных цен на $1 приносит бюджету России около $1 млрд дополнительных нефтегазовых доходов, подсчитал Владимир Тихомиров из ФК «Открытие». Но российские нефтяники гораздо меньше инвестируют в развитие, чем западные корпорации: капитальные вложения всех российских компаний в 2011 г. составили $25 млрд – это меньше, чем инвестирует ExxonMobil ($32 млрд), отметил Кюрри.
Собравшиеся на конференцию Cambridge Energy Research Associates (СERA) в Хьюстоне главы крупнейших нефтяных компаний излучали оптимизм. Спрос на энергоресурсы вырастет на 25% в ближайшие 20 лет, за счет каких источников он будет покрыт, не ясно, заявил президент компании Total Ив-Луи Даррикаррер: «Это поддержка для цен». По его словам, мировой экономике понадобится где-то изыскать 25–45 млн баррелей в сутки, чтобы покрыть свои потребности, – это эквивалент двух Саудовских Аравий. К 2050 г. спрос вырастет в 2–3 раза, поддержал его президент Royal Dutch Shell Питер Возер.
Компании уверены и в краткосрочных перспективах. Прогнозы снижения спроса из-за замедления мировой экономики не сбылись, спокойна главный экономист ConocoPhillips Мериэнн Кэх: «Мы видим новый феномен – мировая экономика четко разделилась на два лагеря, в странах ОЭСР спрос падает, но развивающиеся рынки требуют больше сырья». С начала года цена нефти марки Brent выросла на 16% до $125,11 (данные Bloomberg на 20.30 МСК).
Международное энергетическое агентство прогнозирует рост спроса на нефть на 1,1 млн баррелей до 90 млн в 2012 г. Темпы роста мирового ВВП снизятся с 3,8 до 3,3% в 2012 г., но увеличатся до 3,9% в 2013 г., развивающиеся рынки замедлятся с 6,2 до 5,4% в 2012 г. и ускорятся до 5,9% в 2013 г. (прогноз МВФ). Небольшое замедление развивающихся рынков не критично для мирового рынка нефти, темпы остаются высокими, отметил Возер. Изменение мирового ВВП на 1% меняет спрос на нефть на 0,65%, подсчитали в СonocoPhillips.
Еще один фактор поддержки высоких нефтяных цен – изменение характера спроса на нефть, который становится более устойчивым из-за роста среднего класса (его численность увеличится в 2,5 раза к 2030 г.), отметила Кэх.
Аналитики согласны с капитанами нефтяного бизнеса. Февральский прогноз роста экономики США на 2,1% был основан на цене $115 за баррель, но, учитывая ситуацию на Ближнем Востоке, нефть будет стоить скорее всего около $121, отмечают аналитики IHS CERA: «Если [цены] останутся на уровне $125, это снизит рост экономики только на 0,2%». Сiti поднял прогноз цены барреля Brent со $86–100 до $125–130 во II–IV квартале 2012 г., Credit Suisse – до $126. Рост напряженности на Ближнем Востоке может привести к сбоям в мировых поставках нефти, отмечают аналитики. Но в отличие от прошлого года, когда Ливия прекратила поставки, перебои из-за Ирана пока являются только теоретическими, а главный драйвер роста цен – спрос, считает Джеффри Кюрри из Goldman Sachs. Он ожидает, что в этом году нефть будет стоить в среднем $120, в 2013 г. – $143.
Сейчас рынком движут сентименты, конфликт вокруг Ирана может привести к скачку цен, отмечает координатор по международным вопросам энергетики госдепартамента США Карлос Паскуаль: «Но мы стараемся заручиться гарантиями альтернативных поставщиков». Блокирование Ираном поставок 18 млн баррелей в день (через Ормузский канал) приведет к взлету нефтяных котировок выше $140, считает Возер. Цены легко дойдут до $200, еще более радикальны аналитики Societe Generale.
Слухи и страхи способны вывести котировки на новый уровень, считает гендиректор Statoil Хельге Лунд. Фрэнк Веррастро из CSIS Energy and National Security Program напомнил, как сообщение иранского телевидения о приостановке экспорта в Европу вызвало скачок цены Brent на $2,5.
Низкие и стабильные цены сокращают расходы потребителей, высокие – подавляют потребительскую активность, пишет IHS CERA: «Увеличение конечной цены бензина на $1 снижает уверенность потребителей на 3,79% и приводит к снижению реальных доходов на 1,4%». Но у высоких цен тоже есть свой плюс – они делают нефтегазовый сектор драйвером экономики, отмечают аналитики (см. врез).