Статья опубликована в № 3059 от 14.03.2012 под заголовком: Миллиард для порта

Новороссийский морской торговый порт готовится к расходам

Крупнейший портовый холдинг страны – НМТП представил стратегию до 2020 г.: без учета покупок грузооборот должен вырасти примерно на треть, а инвестиции – превысить $1 млрд
НМТП

ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП)

Крупнейший портовый холдинг России. Основные стивидоры – НМТП (Новороссийск) и Приморский торговый порт (Приморск). Основные владельцы – группа «Сумма» и «Транснефть» (50,1%), государство (20%).

Вчера менеджмент НМТП представил мастер-план компании на 2012–2020 гг. – первый с момента смены собственников и руководящей команды, которая произошла в прошлом году. НМТП приготовил семь проектов и одну сделку по покупке земли общей стоимостью минимум $1–1,1 млрд, следует из презентации компании (см. таблицу). Оценка предварительная: отдельное согласование на совете директоров проходит только первый проект – специализированный контейнерный терминал в Новороссийске, отметили менеджеры НМТП. Один проект – по новому терминалу (или терминалам) в Приморске – вообще не просчитан, хотя цель по росту мощностей в результате его строительства уже зафиксирована. Кроме того, в мастер-плане не учитываются потенциальные покупки (кроме возможного приобретения земли у «Новошипа»).

В итоге пока общий план НМТП по вводу новых мощностей – 67 млн т (с учетом контейнерных терминалов). Прогноз по грузообороту на 2012 г. – около 170 млн т. А к 2020 г. эта цифра может вырасти на 32–39% до 224–237 млн т (с учетом разных вариантов загрузки).

Цифры и приоритеты

Если сравнивать с прежней стратегией холдинга, среднегодовые инвестиции вырастут почти вдвое: план, составленный старой командой, стоил $538 млн (по уже реализуемым проектам 2006–2013 гг., которые не учитываются в новой сумме). Сместились и приоритеты. Прежняя команда НМТП делала главную ставку на нефть, напомнил первый заместитель гендиректора компании Марат Шайдаев. Но теперь серьезный рост нефтяного экспорта не ожидается как минимум до 2020 г. (таковы прогнозы Минэнерго. – «Ведомости»). Даже сейчас, по словам Шайдаева, нефтяной терминал в Новороссийске – «Шесхарис» – недозагружен. В итоге расширение его мощностей с 50 млн до 65 млн т, которое раньше планировалось на этот год, перенесено на следующий, следует из материалов НМТП. Раз есть профицит мощностей, решили не торопиться, объяснил другой заместитель гендиректора НМТП – Радо Антолович.

При этом план по запуску мазутного терминала в Новороссийске (СП с Gunvor) в силе – все разрешительные документы должны быть получены до 20 марта, отметил Шайдаев. Остался и план по строительству мощностей для перевалки мазута и дизтоплива в Приморске (см. таблицу). Сейчас эти объемы топлива идут через прибалтийские порты, что, по словам Шайдаева, просто «оскорбительная ситуация» для России. И нефтяники готовы перенаправить потоки, заверил он, у НМТП уже есть несколько писем о намерениях.

Нынешний приоритет холдинга – контейнеры: другие терминалы тоже будут развиваться, но на контейнерные пойдут основные расходы (миниум $557 млн). А главное изменение по сравнению с планом прежней команды – отказ от совместного развития контейнерных мощностей с внутренним конкурентом, НУТЭП (стивидор в порту Новороссийск, входит в группу «Дело» Сергея Шишкарева). На тот проект требовался $1 млрд капзатрат, почти вдвое больше нынешнего плана, следует из материалов НМТП. При этом нездоровой конкуренции с НУТЭП (с демпингом и проч.) не будет, пообещал Шайдаев: на рынке дефицит контейнерных мощностей. Представитель «Дела» заявил, что НУТЭП давно развивается отдельно от НМТП и планирует увеличить мощности терминала с 200 000 до 600 000 TEU.

Есть ли риски

Главный риск развития любого порта – пропускная способность инфраструктуры, по которой грузы доставляются в бухту. К примеру, Приморский порт не первый год добивается строительства железной дороги. Государство выделило РЖД 7,5 млрд руб. на эти цели, но монополия предлагает перенаправить деньги на развитие соседнего порта Усть-Луга. Возможные проблемы с инфраструктурой РЖД в мастер-плане НМТП не учтены, признал Шайдаев, настаивая, впрочем, что стратегию нельзя назвать «идеальным» вариантом развития событий, «это вполне реальный вариант».

Денег на все стройки тоже должно хватить, причем без роста долговой нагрузки, заверил главный финансист НМТП Андрей Бубнов (см. врез). Правда, когда холдинг сможет направлять на дивиденды больше прибыли, он уточнять не стал. Как и другие менеджеры НМТП. Пока компании нужно вкладываться в развитие, лишь отметили они.

Если рынок удостоверится, что НМТП выполняет заявленное (ведь часть проектов начнется уже в этом году), то потенциал роста стоимости бумаг компании – 50–70% до конца года, считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Оценка старшего аналитика «Метрополя» Андрея Рожкова – около 45%. Компания оправданно выбирает наиболее перспективные для себя сегменты – контейнеры, зерно, нефтепродукты и руду, рассуждает эксперт. Вчера НМТП стоил в Лондоне $1,7 млрд. За день котировки поднялись на 2,26% (индекс FTSE Russia прибавил 1,23%).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать