Статья опубликована в № 3075 от 05.04.2012 под заголовком: «Аэрофлот» рискует

Станет ли «Аэрофлот» мировым авиаперевозчиком?

У «Аэрофлота» есть риск не выполнить стратегию развития до 2025 г., предупредил консультант Oliver Wymen. Основные проблемы компании связаны с ограничениями базового аэропорта «Шереметьево» и госрегулированием
С.Портер / Ведомости

Совет директоров «Аэрофлота» решил оценить стратегию развития компании до 2025 г., утвержденную в июле 2011 г. Анализ рисков выполнения программы был заказан английской консалтинговой компании Oliver Wymen, сообщили «Ведомостям» два источника – в самой авиакомпании и в ее совете директоров. Вчера совет утвердил итог работы консультанта.

Стратегия была оценена по 38 параметрам, по 12 из которых Oliver Wymen указала высокий риск, рассказывают оба собеседника. Причем, по их данным, восемь рискованных пунктов касаются инфраструктуры «Шереметьево»: перегруженности аэропорта, ограничений по количеству взлетов-посадок (38 в час против 90 у «Домодедово») и проч. При имеющейся инфраструктуре «Шереметьево» может обслужить максимум 35 млн человек в год, а в 2025 г. группа «Аэрофлот» хочет перевезти более 70 млн человек (против 20 млн в 2011 г.), приводит пример сотрудник авиакомпании. «Пока я не знаком с отчетом Oliver Wymen, – говорит гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко. – Но мы готовы к диалогу с перевозчиком».

Слабые места стратегии связаны и с госрегулированием, рассказывает сотрудник «Аэрофлота». Например, дефицит летного персонала в России запрещено восполнять за счет иностранцев. «В целом Oliver Wymen оценила нашу стратегию позитивно», – считает собеседник: риски в основном носят внешний характер, не связаны с деятельностью самого «Аэрофлота».

Но человек, близкий к совету директоров авиакомпании, рассказывает, что консультант указал на слишком амбициозный прогноз по выручке компании ($32 млрд к 2025 г.). По подсчетам ИК «Регион», выручка «Аэрофлота» в 2011 г. будет порядка $5,2 млрд (плюс 30% к 2010 г.). Но в 2014 г. авиакомпания прекратит получать роялти (около $200–300 млн в год), а также конкуренты могут потеснить ее на самых рентабельных маршрутах – после либерализации авиасообщения с Европой, пересказывает отчет собеседник. Войти в топ-5 европейских и топ-20 мировых авиакомпаний «Аэрофлоту» тоже будет непросто, продолжает он. Сейчас у компании 12-е место в Европе и 52-е в мире. Чтобы стать глобальным перевозчиком, «Аэрофлот» хочет увеличить к 2025 г. долю транзитных пассажиров с 15 до 60%. Но Oliver Wymen указывает, что этому может помешать неузнаваемость бренда компании за рубежом, говорит сотрудник «Аэрофлота»: сейчас 85% его пассажиров – граждане России, а, к примеру, у Emirates на жителей ОАЭ приходится 5%.

«Аэрофлоту» придется побороться за реализацию стратегии, сказал «Ведомостям» старший партнер Oliver Wymen Блэр Померой. Среди рисков он назвал проблемы «Шереметьево» и госрегулирование. «Но все это преодолимо, – считает эксперт, – инфраструктура строится, правительство готово к диалогу с «Аэрофлотом». К тому же компания финансово устойчива, отметил он.

«Аэрофлот» не станет корректировать стратегию, а примет меры, чтобы снизить риск ее невыполнения, говорит заместитель гендиректора перевозчика Шамиль Курмашов: одна из них – сделать более узнаваемым бренд, чтобы привлечь больше пассажиров.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать