Высший арбитражный суд взялся за программу лояльности

Высший арбитражный суд (ВАС) взялся рассмотреть спор оператора бонусных программ «Малина» – «Лоялти партнерс восток» с налоговиками. Судьи обещают выработать единые правила учета средств по подобным программам

Коллегия судей ВАС решила передать в президиум прецедентный спор по налогообложению бонусных программ – между «Лоялти партнерс восток» (карты «Малина») и московской инспекцией ФНС № 22. Судьи указали, что считают нужным сформировать единую судебную практику по этому вопросу.

Стороны спора по-разному поняли суть отношений между оператором бонусных программ, участниками системы и потребителем, следует из материалов суда.

«Лоялти» считала, что у нее был агентский договор с компаниями. По нему те от имени потребителя перечисляли часть скидки (например, в ресторане) в пользу «Малины» в виде предоплаты за «поощрительные товары». Так, за покупку на 1000 руб. в заведениях «Росинтера» потребитель получал 300 бонусных баллов, эквивалентных 30 руб., а «Лоялти» – 50 руб. в качестве скидки. Эту предоплату «Лоялти» не считала доходом до момента списания бонусов через три года. В итоге за 2006–2008 гг., несмотря на денежный поток от клиентов, у компании были в основном расходы и накопился убыток примерно на 700 млн руб.

Налоговики же посчитали, что между компаниями и «Лоялти» фактически заключен договор маркетинговых услуг. По нему за лояльность клиента тот же ресторан перечислял «Малине» определенный процент от счета. Так как выручка от участников системы за три года составила 1,02 млрд руб., налоговики доначислили «Лоялти» 114 млн руб. налога на прибыль и санкций.

С июля 2010 г. налоговики успели выиграть спор в судах двух инстанций, но в августе 2011 г. проиграли дело в кассации. Однако 9 апреля тройка судей ВАС опять приняла сторону инспекции. Судьи заметили, что в договоре купли-продажи должны быть указаны сведения о приобретаемом товаре. Несогласование этого условия влечет признание договора незаключенным, а значит, и не было предоплаты за товар. В момент передачи потребителю призов «Лоялти» лишь «недополучала доход от реализации [например, ужина в ресторане компании-партнера]», решила тройка: такой подход един как для собственных бонусных программ компаний, так и участия в совместных. Представитель «Лоялти» отказался от комментариев, сославшись на отсутствие гендиректора.

Различные программы лояльности есть у большинства ритейлеров, авиакомпаний, операторов мобильной связи, групповых сервисов скидок. Трудно сказать, как отразится решение по делу «Лоялти» на них, надо смотреть, как структурирована программа, замечает сотрудник налоговых органов.

Крупных компаний, вынужденных отчитываться по МСФО, проблема по периодам после 2010 г. не должна коснуться, считает бывший руководитель программы лояльности крупной авиакомпании: им приходится соответствовать специальному стандарту IFRIC 13 для программ лояльности, предписывающему строгий учет бонусов в денежном эквиваленте и создание под них резервов по прибыли. До этого «печатали» бонусные мили без учета, так что проблемы с налоговиками теоретически возможны, добавляет он. Директор по развитию сервиса скидок Biglion Олег Савцов утверждает, что компания платит налог за агентское вознаграждение с каждого проданного купона, вне зависимости от того, будет ли он погашен или возвращен.