«Волга-Днепр» выкупает немецкий бизнес у основателя «ВИМ-авиа»

Хозяин «ВИМ-авиа» Рашид Мурсекаев занимается авиабизнесом не только в России. Как стало известно «Ведомостям», несколько лет назад он участвовал в создании немецкой Air Cargo Germany, а сейчас продает 49% акций компании «Волга-Днепру»
М.Стулов/ Ведомости

О том, что Мурсекаев участвовал в создании немецкой грузовой компании Air Cargo Germany (ACG) и контролирует 49% ее акций, «Ведомостям» рассказали бывший сотрудник авиакомпании «ВИМ-авиа», менеджер сотрудничающей с «ВИМ-авиа» авиаброкерской компании, топ-менеджеры ACG и в «Волга-Днепре». Последний заявил, что переговоры о продаже доли в ACG велись с ее гендиректором и владельцем 51% Майклом Боком и самим Мурсекаевым. Последний «выступал как продавец 49%-ного пакета», уточняет собеседник «Ведомостей».

Мурсекаев комментировать это не стал. Запрос «Ведомостей» в ACG остался без ответа.

ACG создана в 2008 г. Базируется в крупнейшем немецком грузовом авиаузле Франкфурт-Хан, владеет четырьмя самолетами Boeing 747-400. В марте специализирующаяся на грузовых перевозках авиакомпания «Волга-Днепр» объявила, что ее голландская структура Volga-Dnepr Logistics B.V. подала заявку на покупку 49% ACG. Через неделю антимонопольное ведомство Германии сообщило, что не возражает против сделки.

Сейчас сделка практически закрыта, ее осталось окончательно согласовать с европейскими властями, пояснил «Ведомостям» директор по маркетингу ГК «Волга-Днепр» Дмитрий Обшаров. Тем не менее на сайте ACG говорится, что Volga-Dnepr Logistics B.V. принадлежит 49% акций компании.

Хотя еще недавно этот пакет значился за ирландской City Leasing Limited. Эту компанию Мурсекаев создавал для кооперации с проектами в России, говорит один из собеседников «Ведомостей». В частности, предприниматель собирался через нее брать в лизинг самолеты, продолжает он.

Самый крупный и успешный проект Мурсекаева в России – «ВИМ-авиа». Она начала полеты в 2004 г. А уже через два года стала агрессивно пополнять парк иномарками. По итогам 2007 г. «ВИМ-авиа» стала самой крупной чартерной компанией. Но в 2008 г. компания стала терять позиции. Мурсекаев искал соинвестора на «ВИМ-авиа» и чуть было не продал ее «Интуристу». Но стороны так и не договорились о цене, говорит источник в одной из крупных лизинговых компаний. По его словам, поиск инвестора все еще продолжается. Но компания уже совсем не та, что была пять лет назад. В прошлом году из-за претензий к техническому состоянию самолетов Росавиация запретила «ВИМ-авиа» полеты в Европу. Источник, близкий к ведомству, не исключает, что запрет может быть продлен.

Другие проекты Мурсекаева тоже не приносят особых дивидендов. Например, грузовая компания «Русское небо» (бывшая «Ист лайн») занимает лишь 22-е место по грузообороту и оперирует в очень узкой нише, констатирует глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев.

«Мурсекаеву нужно было концентрироваться на одном проекте – «ВИМ-авиа». То, что он распылялся на другие авиакомпании, и привело к таким результатам», – считает бывший сотрудник перевозчика.

Зарубежный проект Мурсекаева, похоже, тоже не был успешным. Финансовые показатели ACG не публикует. Компанию фактически приобрели за долги, говорит топ-менеджер «Волга-Днепра». «Долговая нагрузка рефинансирована, это около 15 млн евро», – говорил неделю назад вице-президент «Волга-Днепра» Сергей Шкляник. При этом «Волга-Днепр» взял на себя лишь часть долговых обязательств, уточняет другой топ-менеджер «Волга-Днепра», общая сумма долга на конец 2011 г. около 30 млн евро.

Авиакомпания генерировала долги по ряду причин. На европейском рынке много сильных игроков, констатирует бывший топ-менеджер группы «ВИМ-авиа». Самолеты для ACG были приобретены на высоком рынке по высоким лизинговым ставкам, а летать начали в посткризисный 2009 год. Вероятно, спасти бизнес могли бы дополнительные инвестиции.

Источник в «Волга-Днепре» говорит, что авиакомпания надеется сделать проект Мурсекаева успешным. Ведь обе авиакомпании эксплуатируют Boeing 747-400. Также ACG специализируется на грузоперевозках в Азию и Африку, Северную Америку, Европу, что согласуется с общей стратегией «Волга-Днепра».