Richemont защищает бренды в России

Швейцарский производитель товаров класса люкс Richemont пытается через суд отменить регистрацию его часовых брендов Vacheron Constantin и Jaeger LeCoultre на другие компании. В России под этими брендами торговая сеть Lady & Gentleman City продает одежду
H.Jinkun AP

Компания Richemont International и ее «дочка» Vacheron Constantin обратились в Высший арбитражный суд (ВАС) с надзорной жалобой о признании незаконной регистрации знака Vacheron Constantin в России на офшор «Тессир партнерс лтд» с Британских Виргинских островов (копия жалобы есть в распоряжении «Ведомостей»). ВАС жалобу принял и назначил дело к слушанию в своем президиуме. Ответчиком выступает Роспатент. «Тессир партнерс лтд» привлечена по делу в качестве третьего лица.

Richemont

Производитель товаров класса люкс. Крупнейшие акционеры: Public Investment (5,12%), Waddell & Reed Financial (3,18%), Carmignac Gestion (2,39%). Финансовые показатели (2011 г.): выручка – 6,9 млрд евро, чистая прибыль – 1,1 млрд евро.

У Richemont в России есть правовая охрана знаков Vacheron Constantin (с 1978 г.) и Jaeger LeCoultre (с 1992 г.) по классу «часы и ювелирные изделия» (14-й класс МКТУ, аналогичные регистрации есть во всех странах мира), рассказал член совета директоров Richemont Фредерик Мостерт.

Некоторое время назад Richemont узнала о том, что в 2004 г. регистрацию на эти же знаки в России по 25-му классу МКТУ (одежда) получила компания ООО «Риттер-джентльмен». Эта фирма была ликвидирована в 2009 г., а знак Vacheron Constantin, как следует из документов Роспатента, был передан «Тессир партнерс». Ее лицензиатом стала кипрская «Шолинг менеджмент», в свою очередь предоставившая неисключительную сублицензию на срок до 2016 г. российскому ООО «Карат-текстиль», зарегистрированному по тому же адресу, какой раньше был у ООО «Риттер-джентльмен»: на Днепропетровской улице, 2. По данным «СПАРК-Интерфакса», «Карат-текстиль» специализируется на производстве текстильных изделий. Права на знак Jaeger LeCoultre «Риттер-джентльмен» передала компании «Инпро эйджи», зарегистрированной на Сейшельских островах, а та заключила договоры с теми же лицензиатом и сублицензиатом.

На Днепропетровской, 2, где было зарегистрировано ООО «Риттер-джентльмен», сейчас зарегистрированы несколько компаний с похожими названиями, контролирующие торговую сеть Lady & Gentleman City. У некоторых из них гендиректором значится Геннадий Типпель, который ранее возглавлял «Риттер-джентльмен».

На сайтах по трудоустройству (например, hh.ru) указано, что сейчас сетью Lady & Gentleman City управляет УК группы «Риттер». В магазинах сети продается одежда, в том числе джинсы, костюмы и меха, под марками Vacheron Constantin и Jaeger LeCoultre, убедился корреспондент «Ведомостей».

Связаться с Типпелем не удалось, запрос руководству Lady & Gentleman City по поводу использования этих торговых знаков остался без ответа.

Richemont пыталась оспорить «одежные» регистрации своих брендов несколько раз, утверждая, что ситуация вводит потребителя в заблуждение. Товарные знаки для одежды совпадают со знаками Richemont фонетически, семантически, а также они сходны визуально, объясняет Мостерт. Часовые и ювелирные бренды Vacheron Constantin и Jaeger LeCoultre не производят одежду и оспариваемые знаки, очевидно, пытаются воспользоваться репутацией всемирно известных брендов, говорит представитель Richemont.

Суд по обращению швейцарской компании признал незаконной только регистрацию знака Jaeger LeCoultre. Но победа не окончательна: это решение тоже оспаривается в ВАС по жалобе Роспатента, который не согласен с отменой регистрации.

В Роспатенте признают, что написание знаков практически идентично, но с позицией Richеmont не согласны. «Речь идет о регистрациях знаков для неоднородных товаров – часов и одежды, так что все сделано по закону», – говорит источник в ведомстве. К тому же, по его словам, знаки Vacheron Constantin и Jaeger LeCoultre не признаны общеизвестными. «Ни одного доказательства широкой известности знаков до сих пор представлено не было. Это можно доказать с помощью экспертиз и соцопросов, но Richemont не предоставила не только исследований, но даже контрактов на поставку своей продукции, отчетов по продаже и рекламе этих брендов в России», – объясняет собеседник «Ведомостей».

Ситуация у Richemont непростая, считает Владимир Энтин, адвокат МКА «Клишин и партнеры». Роспатент использует юридический пробел в законодательстве, так как бренды Vacheron Constantin и Jaeger LeCoultre хорошо известны лишь потребителям товаров класса люкс, а опрашивать среднестатистических россиян в данном случае бессмысленно, они не тратят на покупку часов несколько тысяч евро, объясняет Энтин.

По его мнению, чтобы отменить спорные регистрации, Richemont придется предоставить суду документальные подтверждения своей работы в России не менее чем за последние 3–5 лет. На это не просто решиться, так как продавцы предметов роскоши стараются не раскрывать информацию о своих продажах, сказал «Ведомостям» владелец торговой сети по продаже ювелирных изделий и часов.

Проблемы в странах СНГ у люксовых брендов не редкость, продолжает Энтин. Он напоминает, что некоторое время назад на Украине всемирно известный Rolex, имея регистрацию своего знака по всем классам МКТУ, лишился регистраций по некоторым классам МКТУ – например, «табачные изделия». Патентное ведомство аннулировало их за неиспользование, объясняет Энтин.