Правительство ищет средства на новые полосы в столице

Чиновники обсуждают еще один способ найти деньги на строительство новых взлетно-посадочных полос в московских аэропортах. Для этого все три столичных аэродрома, принадлежащие государству, надо передать специальной госкомпании. А она-то и привлечет инвесторов
М.Стулов/ Ведомости

Государству не хватает 14 млрд руб. на строительство третьей взлетно-посадочной полосы в «Шереметьево» и 33 млрд руб. – в «Домодедово». 16 апреля на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова обсуждался вариант с передачей аэродромов (не подлежащее приватизации имущество) в концессию самим аэропортам. Они могли бы сами найти недостающие средства, решили чиновники.

Но затем Минтранс придумал другой вариант. Обсуждается возможность создания специальной госкомпании, которой будут переданы все три московских аэродрома (в том числе и во «Внуково»), рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и топ-менеджер одного из аэропортов. Это подтверждает гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко. Вопрос обсуждался в Минтрансе на прошлой неделе, добавляет представитель «Домодедово». «Если он будет принят, мы готовы в нем поучаствовать», – добавил и совладелец «Внуково» Виталий Ванцев. Но представитель Минтранса заявил, что у него такой информации нет.

Конкретные предложения по этому проекту будут сформированы к июлю. Сейчас все на стадии обсуждения, уточняет федеральный чиновник.

Идея чиновников не лишена смысла, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Сами аэропорты не смогут привлечь необходимые суммы для строительства новых полос. EBITDA «Домодедово» составляет порядка 9–10 млрд руб. в год, а «Шереметьево» после объединения с терминалом D уже и так обременено долгами примерно на $1 млрд. Объединение всей московской аэродромной сети, куда каждый инвестор, в том числе и аэропорт, сможет внести посильную лепту, – наиболее предпочтительный вариант, уверен Рожков.

В нормальных условиях «Домодедово» могло бы привлечь необходимые средства, не согласен бывший топ-менеджер аэропорта «Пулково». Но в нынешней ситуации, когда неизвестно, останутся ли нынешние владельцы аэропорта у руля, ни один банк столько денег не даст, добавляет он. Кроме того, сейчас за счет арендной платы за использование столичных аэродромов частично развиваются региональные. С созданием отдельной госкомпании государству придется искать средства на развитие инфраструктуры в регионах, предупреждает собеседник «Ведомостей».