Россия заняла 95-е место в мировом логистическом рейтинге

Эксперты Всемирного банка оценили транспортно-логистический потенциал стран мира. Россия заняла 95-е место из 155
А.Махонин/ Ведомости

Всемирный банк опубликовал рейтинг логистической инфраструктуры 155 стран мира в обзоре «Строить связи, чтобы конкурировать». Россия на 95-м месте – между Гвинеей-Бисау и Ливаном. Партнеры России по Евразийскому экономическому пространству выше: Казахстан – 86-й, Белоруссия – 91-я. Тройка лидеров рейтинга – Сингапур, Гонконг и Финляндия.

Логистический рейтинг публикуется в третий раз (первый – в 2007 г., второй – в 2010 г.), а составляется он по опросам представителей логистического бизнеса: каждый оценивает (от 1 до 5 баллов) инфраструктуру восьми стран, с которыми работает чаще всего. Показателей шесть: таможенные процедуры, транспортная инфраструктура, логистические услуги (таможенные брокеры, транспортные операторы), возможность проследить передвижение грузов, своевременность доставки и сложности в организации международных перевозок.

Балл России – 2,58, а у Сингапура – 4,13. В 2007 г. Россия была 99-й с 2,37 балла, а в 2010 г. – 94-й с 2,61 балла.

Самый низкий балл из всех шести показателей в этом году присвоен российской таможне – 2,04: 138-е место. С таможней связан и другой показатель – условия для международных поставок: 106-е место и 2,59 балла.

По данным другого рейтинга Всемирного банка – Doing Business, который ранжирует страны по предпринимательскому климату, чтобы товар пересек границу России, требуется 36 дней и до 10 документов, а стоимость ввоза стандартного контейнера – $1800. Это ставит Россию на 160-е место из 183 по показателю «Трансграничная торговля» в Doing Business.

Проблемы с таможней возникают из-за того, что не работает электронный документооборот, не продумана логистика таможенных пунктов, а дороги к ним в плохом состоянии, перечисляет гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин. Де-факто действует презумпция виновности коммерсанта, перевозящего груз, считает он: «Таможенник может проверять товар неделю».

После того как Владимир Путин, будучи еще кандидатом в президенты России, провозгласил цель подняться с нынешнего 120-го места на 20-е в Doing Business, рабочая группа при АСИ подготовила «дорожную карту» по улучшению таможенных процедур, цель – 19-е место к 2020 г. за счет реформы таможенного регулирования. «Дорожная карта» может улучшить ситуацию, верит Никитин: «Вопрос в том, как она будет исполняться ведомствами. Мы вместе с предпринимателями будем осуществлять мониторинг».

Таможня – крайне консервативное ведомство, реформа будет идти с трудом, прогнозирует сотрудник аппарата правительства.

Российскую инфраструктуру иностранные логисты оценили чуть выше, чем таможню, – в 2,45 балла: 97-е место. Причем дело не в том, сколько страна может потратить, а в том, сколько страна готова тратить и насколько эффективны эти вложения, указывают эксперты Всемирного банка. Они сравнили результаты стран с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения. Среди стран со средним уровнем душевого дохода Россия в числе наиболее отстающих, средний балл в категории как минимум на 0,5 пункта выше российского показателя.

Рейтинг логистической инфраструктуры – показатель качества государственной политики в этой области, пишут авторы обзора. Строительство инфраструктуры, создание законодательной базы транспортных услуг, улучшения на таможне – все это задачи правительства, напоминает Всемирный банк: нужно вкладывать не только в материальную инфраструктуру, необходимы долгосрочные концепции развития транспортно-логистической отрасли, должны создаваться условия для появления эффективных частных операторов.

Даже если в стране производится качественная продукция по хорошей цене, пока товар будет перевезен, конкурентное преимущество может растеряться, замечает эксперт Всемирного банка по международной торговле Мона Хаддад. По оценкам Минтранса, на транспортные издержки приходится 15–20% стоимости российской продукции против 7–8% в развитых странах. За 2002–2010 гг. российский ВВП вырос на 44,8%, а грузооборот – всего на 25%.

Решение логистической проблемы, и прежде всего строительство дорог, должно стать политическим приоритетом, уверен член Совета Федерации и бывший совладелец сети «Виктория» Николай Власенко. В Канаде не важно, в каком регионе произведена продукция, ее себестоимость в момент сбыта в любой точке страны практически одинакова, а в России все транспортные затраты приходится включать в цену продукции, продолжает он: «О каком удобстве для бизнеса может идти речь, если, например, из Москвы в Ярославль нужно ехать по двухполосной разбитой дороге за трактором, который нельзя обогнать!».