Статья опубликована в № 3104 от 18.05.2012 под заголовком: Рецепт экономии

За счет чего «Транснефть» снижает издержки

«Транснефть» раскрыла, как удалось выполнить поручение Дмитрия Медведева о сокращении затрат. Несмотря на рост расходов в абсолютном выражении, при применении индексов-дефляторов в 2011 г. они снизились на 12,3%
«Транснефть»

владелец магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов. главный владелец – государство (78,1% капитала, 100% голосов), привилегированные акции (21,9% капитала) в свободном обращении. основные показатели (МСФО, 2011 г.): выручка – 670,3 млрд руб. (+49,8%), EBITDA – 291,2 млрд руб. (+21,9%), прибыль – 191,2 млрд руб. (+53,1%).

В прошлом году «Транснефть» была первой, кто отреагировал на поручение Медведева: монополия предложила поставщикам и подрядчикам снизить цены на 10%. Переговоры шли тяжело, признавались в январе сотрудники «Транснефти», но нужный результат получился. А вчера монополия впервые раскрыла все цифры – на встрече с инвесторами по итогам публикации отчета по МСФО (см. справку и www.vedomosti.ru).

В 2011 г. основные затраты «Транснефти» составили 137,9 млрд руб., если брать российские стандарты учета, говорится в презентации на сайте компании. Это расходы на покупку материалов и энергии, на ремонт, диагностику, связь, транспорт, аренду и страхование. В 2010 г. цифра была меньше – 134,1 млрд. Но если считать в сопоставимых ценах (применив октябрьские индексы-дефляторы Минэкономразвития), то за 2011 г. получается 119,3 млрд руб., отмечается в документе. То есть экономия составила 14,8 млрд руб., или 12,3%.

С учетом дефляторов затраты снизились по всем статьям, кроме страхования, следует из презентации. Самая большая разница в расходах на покупку материалов: фактические затраты 2011 г. – 60,7 млрд руб. (+6%), а «сопоставимые», с применением дефлятора 18,8%, – 51,1 млрд руб. (-11%).

Дефляторы «Транснефтью» применялись разные – от 8,2 до 18,8%. Но все равно это не слишком корректно, рассуждают два сотрудника группы «Газпром»: так каждый может показать экономию. Впрочем, отчитался ли сам концерн о снижении расходов перед правительством, собеседники не говорят. Представитель «Газпрома» от комментариев отказался. А его коллега из «Транснефти» напоминает, что компания отчиталась. И методику расчетов «Транснефти» еще в январе утвердило Минэнерго, добавляет он (министерство об этом сообщало).

В поручении Медведева рекомендации по расчетам не уточнялись. В документе лишь отмечалось, что госкомпании в течение трех лет должны сокращать расходы на товары и услуги минимум на 10% в год – в расчете на единицу продукции и в «реальном выражении». Рекомендации давали профильные ведомства, в том числе разрешалось применение индекса-дефлятора, чтобы считать в сопоставимых ценах, рассказывает федеральный чиновник.

У «Транснефти» неплохая динамика по расходам даже по МСФО, считает аналитик «Метрополя» Сергей Вахрамеев. Без всяких дефляторов те же затраты на материалы выросли на 2,7% (до 16,4 млрд руб.), а это меньше, чем инфляция, отмечает он. С учетом дефляторов получилось минус 13,6%. Правда, общие операционные расходы выросли к 2010 г. больше чем на 63% (составив 457,8 млрд руб.), гласит отчет «Транснефти» по МСФО. Но главный рост пришелся на новые для компании затраты – экспортную пошлину на нефть (в рамках схемы поставок в Китай), объясняется в материалах; без этих затрат, а также амортизации рост составил бы 9,7%.

Есть экономия и на конкретных проектах, отмечает «Транснефть». Например, сметная стоимость нефтепровода Пурпе – Самотлор (запущен в конце 2011 г.) составляла 55,9 млрд руб. в ценах 2010 г. А фактически вышло 44,8 млрд. Впрочем, и здесь есть оговорка, отмечает источник, близкий к компании: сметная стоимость считается Главгосэкспертизой и часто отличается от фактических затрат.

Будет ли экономия на других нефтепроводах, «Транснефть» пока не раскрывает. Но меньшую стоимость она может показать на недавно запущенной БТС-2, пообещал инвесторам первый вице-президент компании Максим Гришанин, которого цитирует «Интерфакс». Пока в презентации «Транснефти» есть две цифры по БТС-2: смета – 102,6 млрд руб., текущая оценка – 100,5 млрд. ВСТО-2 теперь оценивается в 291,9 млрд руб., а раньше компания говорила о 323 млрд.

Представитель «Транснефти» комментировать разницу не стал. Нет четкого прогноза и по экономии на 2012 г.: в I квартале расходы удалось снизить примерно на 10%, главный потенциал – в закупках материалов и оборудования, говорит представитель монополии, но до бесконечности снижать цены нельзя.

Рынок усилий компании пока не оценил: цена привилегированных акций вчера упала на 6,71% (в сумме до 69,2 млрд руб.) при снижении индекса ММВБ на 3,54%. Просто Гришанин сказал, что компания не поменяла дивидендную политику, объясняет Вахрамеев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать