РЖД решила расширять БАМ и «поддерживать» Транссиб

Как стало известно «Ведомостям», РЖД решила расширять только Байкало-Амурскую магистраль, а Транссибирскую – поддерживать в рабочем состоянии

В начале февраля первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил РЖД проработать возможности увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба. С учетом заявок грузоотправителей на перевозку грузов к портам Дальнего Востока РЖД разработали Генсхему развития железных дорог до 2020 г.(копия документа есть у «Ведомостей»). По схеме объем финансирования развития БАМа и Транссиба в ценах 2011 г. составит 918 млрд руб. Львиная доля – 737 млрд руб. – будет вложена в БАМ; на Транссиб планируется потратить 181 млрд.

Рассматривалось несколько вариантов, рассказывает сотрудник РЖД, но было решено остановиться на полной модернизации и расширении БАМа и «поддержании» Транссиба. При этом БАМ будет ориентирован на грузовые перевозки, а Транссиб – на пассажирские и транспортировку контейнеров, добавляет представитель РЖД. Целевые мощности магистралей к 2020 г. он не называет, а в генсхеме лишь сказано, что в 2011 г. по ним было перевезено 16,2 млн т (из них около 10 млн т – по БАМу); а потребность к 2020 г. составит 58,1 млн т.

Грузоотправители планы РЖД в целом поддерживают. Важнее расширение БАМа, который выходит к портам Восточный и Ванино, где переваливается уголь, солидарны сотрудники угольной и металлургической компаний. Если сырьевые грузы пойдут по БАМу, это разгрузит Транссиб и позволит увеличить число контейнерных маршрутов с Дальнего Востока в центр России, а также развить транзит контейнеров из Азии в Европу, отмечает представитель ДВМП (владеет 50% контейнерного оператора «Русская тройка» и 21% «Трансконтейнера»). Впрочем, и Транссибу нужны точечные инвестиции в расширение узких мест, предупреждает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Чтобы транссибирский маршрут доставки был конкурентоспособным по качеству сервиса и скорости, модернизация, безусловно, необходима, добавляет директор по развитию российских терминалов Global Ports Татьяна Седухова.

Как РЖД будет финансировать проекты – пока не ясно. Президент РЖД Владимир Якунин на совещании у Владимира Путина в конце апреля говорил о нескольких вариантах финансирования БАМа: введение инвестсоставляющей в тариф на железнодорожные перевозки (4%), привлечение средств фонда национального благосостояния, а также ресурсов пенсионной системы за счет выпуска инфраструктурных облигаций на 208 млрд руб. Проект развития БАМа в конце апреля РЖД направила на оценку в ВЭБ, сообщил источник, близкий к монополии. Представитель ВЭБа это подтвердил. Банк представит предложения по финансированию проекта, отметил собеседник, не исключив, что это будут механизмы государственно-частного партнерства. У частных инвесторов мало стимулов инвестировать в пути общего пользования, ведь они не станут владельцами дороги, отмечает Безбородов.