Сколько стоят российские компании

Капитализация всех компаний, входящих в индекс ММВБ, сравнялась со стоимостью Apple. То, что при $105 за баррель нефти большая часть российского ТЭКа, металлургии, госбанки и многое другое оценивается как одна компания, даже большая и хорошая, – позор для российского рынка, говорят его участники
М.Сергеев для Ведомостей

Вчера на закрытие ММВБ-РТС суммарная капитализация 28 компаний, входящих в базу расчета индекса ММВБ (см. врез), составила, по данным Bloomberg, 16,7 трлн руб., или $527 млрд. Капитализация Apple на 19.00 МСК была $534,6 млрд.

Apple, регулярно выпускающая на рынок быстро становящиеся культовыми гаджеты, в последние годы ходит в любимчиках у инвесторов. Ее выручка за 2011 финансовый год (закончился в сентябре) составила $108,24 млрд, чистая прибыль – $25,9 млрд, а EBITDA – $36,1 млрд. На фоне экономического и финансового кризиса компания скопила на счетах почти $100 млрд.

Совокупная выручка компаний, входящих в индекс ММВБ, – $624,6 млрд, чистая прибыль – $94,7 млрд, а EBITDA (без Сбербанка, ВТБ, «Транснефти», «Сургутнефтегаза» и «Мечела») – $163 млрд.

Но российский рынок сегодня, по выражению трейдера крупной брокерской компании, «дешев, как мусор». Многие компании сейчас торгуются на уровне первой половины 2009 г. Индекс ММВБ с максимумов середины марта потерял 22%, а с начала года – более 10%. Технически он легко может проделать следующие 10% к отметке в 1100 пунктов на фоне крепнущего доллара и падающей нефти, отмечает старший портфельный управляющий Fleming Family and Partners Федор Бизиков.

Котировки Apple вчера на NASDAQ к 19.00 МСК выросли на 0,22% до $571. За последний год они прибавили 71%, а на пике цена Apple превышала $600 млрд.

Если брать акции, находящиеся в свободном обращении, наш фондовый рынок становится в разы меньше Apple. У большинства российских публичных компаний есть акционер, владеющий крупным или контрольным пакетом акций, во многих случаях это государство. Bloomberg оценивает фрифлоат компаний индекса ММВБ в $210 млрд, или порядка 6,7 трлн руб. Это сопоставимо со стоимостью Microsoft ($245 млрд) и Google ($197 млрд), доли основателей которых намного меньше, чем в России. Один из основателей – Apple Стив Джобс, возглавлявший компанию до своей смерти в прошлом году, владел 0,6% ее акций.

Российские компании могут подвергаться неформальному давлению властей – такой риск, например, указывает в отчетах «Татнефть», использоваться для решения социальных задач или недостаточно прозрачны. «Сургутнефтегаз» не отчитывается по МСФО, владельцы его контрольного пакета не известны – в результате компания, объем средств на счетах которой превышает $25 млрд, оценивается рынком в $32 млрд.

«Национальным позором» назвал паритет с Apple топ-менеджер инвестбанка. Россия сейчас совсем не то место, где хотят быть инвесторы, объясняет происходящее вице-президент «Тройки диалог» Алексей Долгих: «За последние полгода они не получили почти ни одной хорошей новости – ни от правительства, ни от компаний, ни от кого. И если раньше можно было говорить, что Россия – тихая гавань, то сейчас это болото, где стало пахнуть гораздо хуже. Конечно, индекс может выстрелить выше, но то, что наши бумаги продают гораздо больше, чем другие, абсолютно справедливо. Трубы и заводы все в долгах и рассчитывают на то, что весь мир будет покупать нефть, все больше и дороже. Но ведь может быть и по-другому».

Ситуация на рынке, похоже, достигла апогея, отмечает портфельный управляющий «Солид менеджмента» Георгий Ельцов. Причина проста: длинные деньги в Россию не идут из-за политической и экономической нестабильности, если иностранный капитал и приходит, то это либо среднесрочные, либо краткосрочные деньги. Отсюда возникает огромная волатильность, а главное – ситуация, когда фундаментальная стоимость компаний инвесторов не волнует, рассуждает Ельцов.