В Петербурге назвали причину инфраструктурных проблем России

По мнению участников ПЭФ, Россия могла бы играть более важную роль в торговле между Европой и Азией - если бы имела достаточно развитую инфраструктуру
Bloomberg

Инфраструктурные проблемы России стали главной темой круглого стола «Экономика Азиатско-Тихоокеанского региона. Вызовы и возможности» в завершающий день Петербургского экономического форума.

Дефицит подъездных путей к портам составляет 150 млн т, «узкие места» железных дорог превышают 7000 км, приводил пример председатель совета директоров группы «Сумма» Зиявудин Магомедов. Без этих проблем Россия могла бы играть более важную роль в торговле между Европой и Азией. Сейчас же товарооборот между Европой и Азией превышает $1 трлн, при этом роль России в нем - менее 1%, отмечал он. Увеличить эту долю до 3-4%, по мнению Магомедова, недостаточно, нужно стремиться к 8-9%.

Страны АТЭС хотят усиливать торговые отношения с ЕС - это очевидно, а путь через Россию – самый дешевый, продолжал исполнительный директор НДЦ «АТЭС» Владимир Андросик, следовательно, надо развивать инфраструктуру.

У компаний возникнет вопрос, «как же мы доставим товары», спрашивал главный исполнительный директор Alcoa Клаус Кляйнфельд. «Когда я готовился к этому круглому столу, я был потрясен, узнав, как мало дорог России соответствует Европейскому стандарту, - отмечал он, - а большая часть инфраструктуры Дальнего Востока была построена более 50 лет назад».

Строительство инфраструктуры должно стать точкой роста для страны, продолжал Магомедов. Да, это может разогнать инфляцию, о чем предупреждал еще будучи министром финансов Алексей Кудрин, напомнил он. «Строить инфраструктуру ради инфраструктуры», действительно, опасно, соглашался Магомедов: «Не нужно строить ненужное». По его мнению, нужно провести иерархию проектов, а также жестко ограничить затраты на стройки.

Кудрин, также присутствующий на круглом столе, согласился с тем, что расходы на инфраструктурное строительство нужно сильно увеличивать, но за счет перераспределения расходов бюджета. «Социальный популизм лишает нас возможности увеличивать затраты на инфраструктуру», - отмечал он: за счет сокращения расходов на «социальный популизм», а также госсубсидий предприятиям можно сэкономить до 5% ВВП, а деньги вложить в инфраструктуру. «В ближайшие два-три года мы поймем, что не потянем тот уровень расходов, который заявили … у нас бюджет балансируется при цене $115 за баррель!», - объяснял Кудрин: так что выход – искать ресурсы на инфраструктуру «внутри» бюджета. Он также посоветовал разрешить «частную инфраструктуру» - тогда мы сможем расширить строительство за счет инвесторов, объяснил он. А если вдруг цена нефти снизится до $20 за баррель, разве можно будет говорить о вложении государственных средств в инфраструктуру, спросил предправления Goldman Sachs Джим О’Нил.

О необходимости создания частно-государственного партнерства говорил и Магомедов. Участие «частников», по его мнению, поможет в том числе снизить сметы объектов. «Частный бизнес сделает это лучше, поверьте мне», - убеждал он.

Правда, на вопрос, почему же сейчас строительство километра железной дороги, трубы и проч. в других странах обходится сильно дешевле, чем в России, наиболее емко ответил президент ВТБ Андрей Костин: «Да душа у нас другая!», - сказал банкир и перефразировал слова песни Александра Розенбаума: «Любить – так любить, гулять - так гулять, украсть – так украсть».